Здравствуй, школа!
Цель: ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
Задачи урока:
формирование понятий «отрезок», «точки — концы отрезка», «дута», «точки — концы дуги»;
развитие математической речи (развернутые ответы);
формирование умений строить геометрические фигуры по линейке и от руки;
формирование УУД: продолжение работы по обучению детей приемам работы с учебником (определение приемов работы по условным обозначениям учебника); коммуникативные умения (распределение ролей в парной работе); следование точной инструкции учителя, состоящей из двух-трех шагов, взаимоконтроль.
Повторение материала: прямые и кривые линии, точка; бесконечность прямой как бесконечный процесс продолжения прямой.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника, оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной и парной работе.
Учебные пособия для ученика: У-1, Т-1, К., 3., тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, линейка, указка, скакалки.
ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
Мотивационный этап
– Рассмотрите рисунки на карточках.
– Как вы думаете, что из данных предметов можно нарисовать в виде одной линии?

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
– Рассмотрите рисунок:
а)


– Как называется первая линия? (Прямая.)
– Как называется вторая линия? (Кривая.)
– Что объединяет данные линии? (На каждой линии поставлены по две точки.)
– Как называется часть прямой линии, заключенная между двумя точками? (Отрезок.)
– Как называется часть кривой линии, заключенная между двумя точками? (Дуга.)
Открытие новых знаний
Работа по учебнику (с. 16–17).
З а д а н и е № 1 (с. 16).
– Рассмотрите рисунок. прочитайте диалог Миши и Маши.
– Что такое отрезок? (Часть прямой)
– Что есть у отрезка? (У отрезка есть концы.)
– Покажите соседу по парте отрезок и точки, которые являются концами отрезка. Сосед должен показать прямую.
Закрепление знаний
З а д а н и е № 2 (с. 16).
– Покажите на рисунке отрезок. Как Маша и Миша его получили? (Маша и Миша держат концы веревки, которую они натянули. Они получили отрезок.)
Динамическая пауза. Организуем парную работу с использованием скакалок. Зачитываем текст задания № 2 (У-1) и просим детей повторить действия Маши и Миши (натянуть скакалку так, как показано на рисунке, с. 16). Повторяем вопрос: «Похожа ли натянутая веревочка на отрезок?» и спрашиваю (Данила З., Ксюшу, Машу, Вику) с целью формирования речи.
Задание №3 (У-1)
Зачитываем ту часть формулировки задания, которая предусматривает выполнение двух шагов: «Поставь две точки (шаг 1), проведи через них с помощью линейки прямую линию ('шаг 2)».
Просим одного из учеников повторить формулировку задания из двух шагов и повторяем ее еще раз сами.
• Предлагаем учащимся приступить к самостоятельной работе. Вторая часть задания предусматривает запоминание инструкции, требующей последовательного выполнения трех действий: «Продолжи прямую линию в обе стороны (1 шаг).
Найди на рисунке отрезок (2 шаг). Обозначь его концы точками синего цвета.
Учащиеся выполняют работу в тетради.
З а д а н и е № 4 (с. 17).
– Что изображено на рисунке? (Радуга, деревянная дуга, кот стал дугой, веревочка у Маши и Миши висит дугой.)
– Как можно построить на чертеже дугу?
Дуга – часть какой-либо другой кривой линии.
З а д а н и е № 5 (с. 17).Это задание направлено на закрепление геометрических понятий «отрезок», «дуга». Учащиеся чертят в тетради отрезок и дугу.
Работа в печатной тетради № 1 (с. 9, 10).
З а д а н и е № 1.
Ч е р т е ж:

– Сравните дугу и кривую линию.
З а д а н и е № 2.
Ч е р т е ж:

– Чем похожи полученные чертежи?
– Чем отличается отрезок от прямой линии? (Отрезок конечен. На чертеже это обозначается точками на концах отрезка.)
З а д а н и е № 3.(с/р)
– Прочитайте полученное на чертеже слово.
– Назовите основные признаки отрезка.
– Обведите отрезки красным карандашом.
– Как называются оставшиеся элементы букв в математике? (Дуги.)
– Обведите дуги синим карандашом.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
синий | красный | красный + + синий | красный | синий | красный | красный |
Работа в тетради: «Графический диктант».
З а д а н и е направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и умение ориентироваться в тетради.
Человек. 3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. Итог. Рефлексия. -Что было главное в уроке? -Что понравилось? -Что удивило? -Какое настроение вызвал урок? ![]() | ![]() |
Урок 12
Тема: «Направления»
Цель: познакомить учащихся с понятием «направления»; учить изображать направленные отрезки (дуги) с помощью стрелок; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.
Задачи урока:
формирование понятия урока «направление движения» (направо, налево, прямо), которое можно показать стрелкой, расположенной «на конце отрезка»;
развитие математической речи (развернутые ответы);
формирование умений определять направления «слева направо», «справа налево»;
формирование УУД: формирование приемов логического мышления, продолжение работы по обучению детей приемам работы с учебником (определение приемов работы по условным обозначениям учебника); работа с источниками информации (учебник, Тетрадь), коммуникативные умения (распределение ролей при парной работе, взаимоконтроль).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника и записям на доске, оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной и парной работе.
Учебные пособия для учащихся: У-1, Т-1, К., 3., простой и цветные карандаши, линейка. познакомить учащихся с понятием «направления»; учить изображать направленные отрезки (дуги) с помощью стрелок; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.
Ход урока
Мотивационный этап
У.:– Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки?
- Какую работу выполняет каждый из цыплят? (идет, клюет-меняет направление)

У.: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (учащиеся высказывают мнения)
У.: Сегодня мы познакомимся с понятием «направления»; научимся изображать направленные отрезки (дуги) с помощью стрелок.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Открытие новых знаний
Задание № 1 (У-1)
Каким цветом изображен путь из дома в школу? (Путь из дома в школу изображен зеленым цветом.)
Каким цветом изображен путь из школы домой? (Путь из шкоды домой изображен красным цветом.)
С помощью чего на линиях показано, в каком направлении передвигаются дети? (С помощью стрелок.)
Динамическая пауза
Задание №2 (У-1) не рассчитано на то, что дети будут объяснять значения дорожных знаков. Важно, чтобы дети осознали, что стрелками можно показать направление движения:
первая стрелка показывает, что двигаться надо направо;
стрелки в треугольнике означают, что встречное движение запрещено (одна стрелка показывает вверх, другая, красная — вниз);
стрелка в круге — двигаться надо прямо (дети могут сказать «вверх», исправлять не будем);
стрелка в квадрате — разворот разрешен.
Вторая часть этого задания рассчитана на повторение геометрического материала.
в каких геометрических фигурах нарисованы стрелки?
(Стрелки нарисованы в прямоугольнике, треугольнике, круге, квадрате.)
З а д а н и е № 3.
У.: Назови, люди каких профессий изображены на рисунках.
(Учащиеся с помощью стрелок определяют место работы каждого из них)
Врач Тракторист Учитель Доярка | ![]() ![]() ![]() | Больница Трактор Школа Ферма |
Итог. Рефлексия.
-Что было главное в уроке?
-Что понравилось?
-Что удивило?
-Какое настроение вызвал урок?

Урок 13
Тема: «Налево и направо»
Цель: рассмотреть направление движения по горизонтали; ввести термины «налево» и «направо»; рассмотреть случаи движения как по прямой слева направо (справа налево), так и движения с поворотом направо (налево); совершенствовать умения сравнивать и классифицировать объекты по разным признакам; развивать внимание и память.
Задачи урока:
формирование понятия урока «направление движения» (направо, налево, прямо), которое можно показать стрелкой, расположенной «на конце отрезка»;
развитие математической речи (развернутые ответы);
формирование умений определять направления «слева направо», «справа налево»;
формирование УУД: формирование приемов логического мышления, продолжение работы по обучению детей приемам работы с учебником (определение приемов работы по условным обозначениям учебника); работа с источниками информации (учебник, Тетрадь), коммуникативные умения (распределение ролей при парной работе, взаимоконтроль).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника и записям на доске, оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной и парной работе.
Учебные пособия для учащихся: У-1, Т-1, К., 3., простой и цветные карандаши, линейка. познакомить учащихся с понятием «направления»; учить изображать направленные отрезки (дуги) с помощью стрелок; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.
Ход урока
Мотивационный этап
1. З а д а н и е н а р а з в и т и е в н и м а н и я.
– Определите, из каких геометрических фигур составлены данные рисунки.

– Рассмотрите схемы на доске:

– Как показано направление движения каждого пешехода?
– Сравните движение двух пешеходов. (Первый пешеход идет слева направо, а второй – справа налево.)
– Сегодня на уроке рассмотрим движения предметов по горизонтали, будем учиться употреблять термины «налево» и «направо».
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Задание № 1 (У-1)При выполнении задания можно порекомендовать учащимся использовать фишки вместо машин (фишку следует двигать в том направлении, в котором едет машина). Следует подсказать учащимся, что для того, чтобы выполнить это задание без ошибки, надо представить себе, что ты сидишь в этой «машине-фишке».
«Машина красного цвета должна ехать НАПРАВО. Поставь фишку красного цвета на ту улицу, по которой поедет машина».
«Машина синего цвета должна ехать ПРЯМО. Поставь фишку синего цвета на ту улицу, по которой поедет машина синего цвета».
«Машина зеленого цвета должна ехать НАЛЕВО. Поставь фишку зеленого цвета на ту улицу, по которой поедет эта машина».
Организуем взаимопроверку.
Открытие новых знаний
Задание №2 (У-1)Поезд какого цвета едет СПРАВА НАЛЕВО?
В каком направлении едет другой поезд?
На каком рисунке дым от паровоза дует слева направо?
А справа налево?
Задание №3 (У-1)
(Парную работа) Предлагаем распределить обязанности между соседями по парте: один должен показать другому рисунок, на котором ветер дует слева направо, а тот должен рассказать о направлении ветра на втором рисунке.
Динамическая пауза (игра «Паравозик»)
Закрепление знаний. Выполнение заданий из Тетради (с. 13, 14). Наибольшую трудность по предъявлению формулировки задания может вызвать логическая задача (задание № 2 (Т-1), с. 13).
«Что мы знаем о Пете?» (Он живет НИЖЕ Коли.)
«Может ли он жить на самом верхнем этаже?» (НЕТ.)
«Что мы знаем о Наде?» (Она живет ВЫШЕ Пети, но НИЖЕ Коли.)
«Может ли она жить на самом верхнем этаже?» (НЕТ.)
Надя и Петя живут ниже Коли. Следовательно, Коля живет на самом верхнем этаже.
Дети ставят первую стрелочку, показывая, что Коля живет на самом верхнем этаже. (Мы говорим детям, что имя Коли в Тетрадях закрашено красным карандашом.)
Осталось решить, на каком этаже живут Надя и Петя. Зачитываем: «Надя живет выше Пети» и просим детей самостоятельно решить эту ситуацию, подсказывая, каким цветом закрашены имена Нади и Пети.
![]() | Петя Коля Надя |
Итог. Рефлексия.
-Что было главное в уроке?
-Что понравилось?
-Что удивило?
-Какое настроение вызвал урок?

Урок 14
Тема: «Вверх, вниз»
Цель: рассмотреть направление движения по вертикали; ввести термины «сверху вниз», «снизу вверх»; рассмотреть случаи наклонного вида движения, где присутствует горизонтальная составляющая движения, но вертикальная составляющая остается определяющей (например бросок мяча на дальность); совершенствовать навыки установления пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, перед, после, между; развивать речевые умения, внимание.
Задачи урока:
формирование понятия «направление движения»: (а) вверх и вниз по вертикали; (б) при условии наклонного движения, когда вертикальную составляющую считают определяющей (дети с санками поднимаются вверх на снежную горку, или самолет летит вверх направо);
развитие математической речи (развернутые ответы);
формирование УУД: продолжение работы по обучению детей приемам работы с учебником (определение плана работы по условным обозначениям); работа с источниками информации (учебник, Тетрадь), парная работа (распределение ролей); обобщение ранее изученного материала, связанного с пространственными отношениями.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника, организация самостоятельной (индивидуально выполняемой) и парной работы, оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной работе.
Учебные пособия для ученика: У-1, Т-1, К., 3., простой и цветные карандаши, линейка.
Ход урока
Мотивационный этап
– Рассмотрите схемы на доске.


– Что вы можете сказать о направлении движения воздушного шарика? (Он летит снизу вверх.)
– Что вы можете сказать о направлении движения мяча? (Он летит сверху вниз.)
– Сегодня на уроке мы рассмотрим случаи движения по вертикали, будем учиться использовать термины «вверх», «вниз».
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Задание № 1 (У-1)
Дополнительные вопросы по рисунку.
Какие предметы быстро упадут на землю, если их бросить с высоты?
Какие предметы находятся между пером и ботинком?
Какие предметы находятся правее перышка?
(Дети самостоятельно придумывают вопросы по этому рисунку.)
Открытие новых знаний
З а д а н и е № 2.
– Рассмотрите первую картинку. Что на ней изображено?
– Опишите направление движения дождя (по вертикали). Для правильного ответа надо описывать направление движения от начала к концу. (Дождь идет с в е р х у в н и з.)
– Рассмотрите вторую картинку. Опишите, в каком направлении летит воздушный шарик. (Шарик летит с н и з у в в е р х.)
Динамическая пауза.
Закрепление знаний.
З а д а н и е № 3.
учащиеся рассматривают комбинированное направление движения, в котором есть и горизонтальная, и вертикальная составляющие, но вертикальная составляющая в данной ситуации является определяющей.
– В каком направлении движутся машины? (Первая машина – сверху вниз, а последняя – снизу вверх.)
– Покажите соседу по парте машину, которая по дороге едет вверх.
– В каком направлении движутся пешеходы?
– Попросите соседа по парте показать пешехода, который идет вниз.
У.: «Машины едут слева направо или справа налево? (Справа налево.)
Работа в тетради (с. 15), взаимопроверка и организация выставки рисунков.


-Что было главное в уроке?
-Что понравилось?
-Что удивило?
-Какое настроение вызвал урок?

Урок 15
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: