Здравствуй, школа!
Тема: «Пересекающиеся линии и точка пересечения»
Цель: познакомить учащихся с понятиями «пересекающиеся линии» и «точка пересечения»; рассмотреть пересекающиеся линии на примере прямых и кривых линий; учить находить точки пересечения на чертеже; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.
Задачи урока:
Ход урока.
Мотивационный этап.
Рассмотрите рисунки на доске.

– Как называются данные фигуры? (Линии.)
– Сравните линии. Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Сегодня на уроке познакомимся с пересекающимися линиями.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
№1 Рассмотрите рисунки. Что здесь нарисовано? (Перекресток.)
– Что такое «перекресток»?
– Объясните фразу «пути пересекаются».
Покажите с помощью линий предлагаемый путь автомобилей.
– В каком случае может произойти столкновение автомобилей? Покажите фишкой тот рисунок, на котором их пути пересекаются.
Для большей наглядности учитель может организовать с детьми игровую ситуацию, в которой учащиеся будут исполнять роль автомобилей.
Открытие новых знаний
З а д а н и е № 2.
– Что нарисовано на чертеже? (Прямые линии.)
– Как можно построить прямую линию?
– На данной прямой через точку проведите еще одну прямую с помощью линейки.
– Как можно назвать эти прямые? (Пересекающиеся прямые линии.)
– Как можно назвать эту точку? (Точка пересечения двух прямых.)
– Проведите еще одну прямую с помощью линейки через эту точку пересечения.
Вывод: через данную точку можно провести сколько угодно прямых линий. «Общую точку пересекающихся прямых можно назвать ТОЧКОЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ».
алгоритма выполнения действий:
З а д а н и е № 3.
В данном задании предлагается рассмотреть ситуацию с пересекающимися линиями на примере кривых линий (точки касания намеренно не рассматриваются).
– Рассмотрите чертежи. Какие линии здесь изображены? (Кривые линии.)
– Как можно построить кривые линии?
– Линии какого цвета пересекаются? (Красная и синяя; желтая и зеленая линии.)
– Поставьте фишки на точки пересечения.
– Сколько точек пересечения имеют данные кривые пересекающиеся линии на каждом чертеже?
Для первой пары пересекающихся кривых имеется одна точка пересечения, и этим ситуация напоминает ту, которая имела место для двух прямых, а для другой пары пересекающихся кривых таких точек несколько, что демонстрирует отличие прямых и кривых линий.
Вывод: у прямых пересекающихся линий может быть только одна точка пересечения. У кривых пересекающихся линий может быть несколько точек пересечения.

П р и м е ч а н и е. Если вопрос о точке касания все же возникнет, то следует объяснить учащимся (с применением наглядности), что общей точкой двух кривых линий может быть и точка касания как особый случай точки пересечения.
а)
б) 
Динамическая пауза.
Закрепление знаний ( работа в тетради) З а д а н и е № 1.
Ч е р т е ж:

– Какие линии изображены на чертеже? (Прямые и кривые пересекающиеся линии.)
– Отметьте все точки пересечения на этом чертеже.
З а д а н и е № 2.
Учащиеся выполняют построения и получают ч е р т е ж:

– Отметьте получившиеся точки пересечения.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «пересекающиеся линии» и «точка пересечения»; рассмотреть пересекающиеся линии на примере прямых и кривых линий; учить находить точки пересечения на чертеже; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.
Задачи урока:
формирование понятий «пересекающиеся линии» и «точка пересечения»;
развитие математической речи (развернутые ответы);
формирование УУД: выполнение заданий по алгоритму из трех шагов; проведение прямых с помощью линейки.
.Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника с синхронным выполнением учащимися заданий с помощью фишек; организация самостоятельной (индивидуально выполняемой) и парной работы; оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной работе.
Учебные пособия для ученика: У-1, Т-1, К., 3., тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, линейка.
Ход урока.
Мотивационный этап.
Рассмотрите рисунки на доске.

– Как называются данные фигуры? (Линии.)
– Сравните линии. Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Сегодня на уроке познакомимся с пересекающимися линиями.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
№1 Рассмотрите рисунки. Что здесь нарисовано? (Перекресток.)
– Что такое «перекресток»?
– Объясните фразу «пути пересекаются».
Покажите с помощью линий предлагаемый путь автомобилей.
– В каком случае может произойти столкновение автомобилей? Покажите фишкой тот рисунок, на котором их пути пересекаются.
Для большей наглядности учитель может организовать с детьми игровую ситуацию, в которой учащиеся будут исполнять роль автомобилей.
Открытие новых знаний
З а д а н и е № 2.
– Что нарисовано на чертеже? (Прямые линии.)
– Как можно построить прямую линию?
– На данной прямой через точку проведите еще одну прямую с помощью линейки.
– Как можно назвать эти прямые? (Пересекающиеся прямые линии.)
– Как можно назвать эту точку? (Точка пересечения двух прямых.)
– Проведите еще одну прямую с помощью линейки через эту точку пересечения.
Вывод: через данную точку можно провести сколько угодно прямых линий. «Общую точку пересекающихся прямых можно назвать ТОЧКОЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ».
алгоритма выполнения действий:
с помощью линейки проведи прямую линию;
на этой прямой поставь точку;
через эту точку проведи еще одну прямую линию.
З а д а н и е № 3.
В данном задании предлагается рассмотреть ситуацию с пересекающимися линиями на примере кривых линий (точки касания намеренно не рассматриваются).
– Рассмотрите чертежи. Какие линии здесь изображены? (Кривые линии.)
– Как можно построить кривые линии?
– Линии какого цвета пересекаются? (Красная и синяя; желтая и зеленая линии.)
– Поставьте фишки на точки пересечения.
– Сколько точек пересечения имеют данные кривые пересекающиеся линии на каждом чертеже?
Для первой пары пересекающихся кривых имеется одна точка пересечения, и этим ситуация напоминает ту, которая имела место для двух прямых, а для другой пары пересекающихся кривых таких точек несколько, что демонстрирует отличие прямых и кривых линий.
Вывод: у прямых пересекающихся линий может быть только одна точка пересечения. У кривых пересекающихся линий может быть несколько точек пересечения.

П р и м е ч а н и е. Если вопрос о точке касания все же возникнет, то следует объяснить учащимся (с применением наглядности), что общей точкой двух кривых линий может быть и точка касания как особый случай точки пересечения.
а)


Динамическая пауза.
Закрепление знаний ( работа в тетради) З а д а н и е № 1.
Ч е р т е ж:

– Какие линии изображены на чертеже? (Прямые и кривые пересекающиеся линии.)
– Отметьте все точки пересечения на этом чертеже.
З а д а н и е № 2.
Учащиеся выполняют построения и получают ч е р т е ж:

– Отметьте получившиеся точки пересечения.
Итог. Рефлексия.
-Что было главное в уроке?
-Что понравилось?
-Что удивило?
-Какое настроение вызвал урок?

Урок 24
Тема: Число и цифра 0
Тип урока: Урок первичных предъявлений новых знаний
Форма урока: Урок – практикум
Цель урока: Ввести число ноль как количественный признак пустого множества.
Задачи:
Обучающая: Познакомить учащихся с числом ноль, ввести число ноль как количественный признак пустого множества, научить писать цифру 0.
Развивающая: Развивать речь, внимание, умение ориентироваться в учебнике и тетради.
Воспитывающая: Воспитывать аккуратность и чувство взаимоуважения.
Ход урока
1.Мотивационный этап.
Маша с Мишей прибежали,
На урок нас всех позвали
Будем думать и решать
И друг другу помогать!
Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Дети. Дети формулируют тему по странице содержание «Число и цифра 0».
Учитель. Подумайте и поделитесь, зачем вы пришли на урок математики, и в чем вам придется поупражняться.
Дети. Опорные слова дети выберут из названия темы.
3. Работа по изучению нового материала
(Работа с учебником стр. 32 -33)
Учитель. Рассмотрите рисунки в задании №1.
Дети. Рассматривают рисунки в учебнике на стр. 32.
Учитель. Что изображено на первом рисунке?
Дети. На первом рисунке изображены овощи.
Учитель. Что изображено на втором рисунке?
Дети. На втором рисунке изображены фрукты и цветы.
Учитель. Что изображено на третьем рисунке?
Дети. На третьем рисунке изображены цветы.
Учитель. Раскрась тот рисунок, на котором НОЛЬ цветов, то есть нет ни одного цветка.
Дети. Раскрашивают первый рисунок в учебнике.
Учитель. Демонстрирует карточку с цифрой 0.
- Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».
- В задании №2 найдите среди знаков цифру 0 и обведите её.
Дети. Находят и обводят среди знаков цифру ноль.
Учитель. Ребята, на что похожа цифра НОЛЬ?
Дети. Дети высказывают свои ассоциации.
Учитель. Могу назвать её мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно – бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём!
Учитель. Обратимся к заданию №3. Обведите те предметы или их части, которые похожи на цифру 0.
Дети. Обводят предметы или их части, похожие на цифру ноль.
Гигиеническая гимнастика для глаз.
Закройте глаза и мысленно напишите цифру ноль несколько раз. Откройте глаза и повторите это упражнение.
Учитель. А сейчас мы поучимся писать цифру 0, обозначающую число «ноль».
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр и объясняет.
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.
Дети. Выполняют задания №4 в учебнике. Прописывают цифру 0 по образцу.
Учитель. Рассмотрите рисунок в задании №5.
Дети. Рассматривают рисунок в учебнике на странице 33.
Учитель. Что здесь изображено?
Дети. Учащиеся могут трактовать предложенный рисунок двояко: либо как изображение двух аквариумов, в одном из которых по какой-то причине нет рыбок, либо как изображение одного и того же аквариума, в котором сначала не было рыбок, а потом они появились.
Учитель. Сколько рыбок в левом аквариуме?
Дети. В этом аквариуме рыбок нет, то есть их количество равно нулю.
Учитель. Сколько рыбок в правом аквариуме?
Дети. В правом аквариуме две рыбки.
4. Динамический момент урока.
Учитель. А сейчас ребята, разделитесь на три группы и придумайте рассказ с числом НОЛЬ по этим рисункам.
Дети. Дети разбиваются на группы по цветовому признаку. У кого на парте синий прямоугольник объединяются в одну группу, у кого желтый – во вторую, а красный – в третью. Прослушиваются три рассказа по картинкам, после чего дети возвращаются по своим местам.
Учитель. Отгадайте загадку, которую для вас приготовила Маша:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Дети. Называют отгадку – собака.
Учитель. Рассмотрите рисунок собаки в задании №6.
Дети. Рассматривают рисунок собаки в учебнике.
Учитель. Из каких элементов она состоит?
Дети. Она состоит из дуг и отрезков.
Учитель. Какие части тела собаки нарисованы с помощью дуг?
Дети. С помощью дуг нарисованы ушки, носик, лапки.
Учитель. Какие части тела собаки нарисованы с помощью отрезков?
Дети. С помощью отрезков нарисовано туловище и хвостик.
Учитель. Повторите рисунок несколько раз.
Дети. По образцу, данному в учебнике, учащиеся повторяют рисунок собаки с помощью отрезков и дуг.
5. Работа по закреплению нового материала.
(Работа в тетради на печатной основе стр. 21 – 23).
Учитель. Ребята, посмотрите на задания №1 и №2. Какие умения мы с вами закрепим при их выполнении?
Дети. Умение выделять цифру 0 из ряда элементов, умение писать цифру 0.
Массаж ушной раковины для поддержания работоспособности «Растирание уха ладонями».
Учитель. Посмотрите на ушки друг друга, на что они похожи?
Дети. На овал. На элемент, из которого состоит цифра ноль.
Учитель. Разотрите свои ушки ладонями.
Дети. Делают массаж ушной раковины.
Учитель. Рассмотрите рисунки в задании №3.
Дети. Рассматривают рисунки.
Учитель. Сколько шариков на первом рисунке?
Дети. На первом рисунке один шарик.
Учитель. Что произошло с шариком на втором рисунке?
Дети. Шарик лопнул.
Учитель. Сколько стало шариков?
Дети. Стало ноль шариков.
Учитель. Переходим к заданию №4.
- Что изображено на рисунке?
Дети. На рисунке изображены цветы.
Учитель. Какие вы видите здесь цветы?
Дети. Мы видим здесь ромашки, розы и гвоздики.
Учитель. Поставьте столько точек в каждом прямоугольнике, сколько в букете ромашек, роз, гвоздик, лютиков.
Дети. Работают в тетрадях для самостоятельных работ.
Учитель. Рассмотрите закономерность написания цифр и повторите её.
Дети. Повторяют написание цифры ноль по образцу, данному в тетради.
Учитель. Что изображено в задании №5?
Дети. Лошадка и яблоня.
Учитель. Сколько шишек на яблоне?
Дети. Ни одной, или ноль.
Учитель. Сколько рогов у лошади?
Дети. Ни одного, или ноль.
Учитель. Что вы видите в задании №6?
Дети. Букет цветов.
Учитель. Этот букет Миша подарил Маше.
- Сколько букетов у Маши?
Дети. У Маши один букет
Учитель. Сколько букетов у Миши?
Дети. У Миши нет ни одного букета. У Миши ноль букетов.
6. Итог урока.
Учитель. Сделайте так, чтобы у вас на парте стало НОЛЬ учебников.
Дети. Дети уберут их в портфели.
Учитель. Что обозначает цифра 0?
Дети. Число ноль обозначает пустоту или ничего
Учитель. Что мы используем для записи числа ноль?
Дети. Для записи числа ноль мы используем цифру 0.
Учитель. Какой элемент используем для записи числа ноль?
Дети. Используем элемент – овал.
Учитель. Спасибо за работу. Урок окончен.
Итог. Рефлексия.
-Что было главное в уроке?
-Что понравилось?
-Что удивило?
-Какое настроение вызвал урок?

Урок 26
Тема: Пара предметов
Тип урока: комбинированный
Цель:
Рассмотрение понятия «пара предметов»
Задачи:
обучающего аспекта: учить составлять пары и давать ее характеристику;
развивающего аспекта: совершенствовать навыки написания цифр; способствовать развитию внимания, памяти;
воспитывающего аспекта: воспитание культуры учебного труда.
Оборудование: цветные карандаши, ПТ, РТ, сюжетная картинка «Зайчиха везет в коляске зайчат»
Ход:
Действия учителя | Действия учеников |
Мотивационный этап Цель: эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока | |
--- Сколько зайчиков в коляске? --- Как вам удалось определить? --- Сколько ушей у одного зайчика? --- Как сказать по-другому? --- Где встречаемся с парой предметов? |
|
Актуализация знаний Цель: самостоятельное формулирование темы и постановка задач учащимися на урок | |
|
|
Цель: формирование количественных представлений | |
№2 №3 |
|
Динамическая пауза Цель: смена поз, двигательная разминка | |
|
|
Закрепление знаний Цель: закрепление знаний учащихся | |
|
|
Итог и рефлексия деятельности учащихся Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки | |
--- Что узнали на уроке? --- Чему научились? |
|
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Урок 27
«Число и цифра 2»
Цель урока: формирование понятия числа 2 как количественной характеристики пары предметов,
обозначение числа два математическим знаком – цифрой 2.
Задачи: развивать умение распознавать цифру 2 в знаковой среде,
формировать умение записи цифры 2,
формировать умение соотносить количество предметов с цифрой,
развивать математическую речь
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный 2.Актуализация Знаний 3.Планирование совместной деятельности 4.Открытие новых знаний 1) Работа по учебнику 2) Знакомство с обозначением числа два математическим знаком – цифрой 2 3) Подготовка к письму цифры 2 Физминутка 5) Работа в тетради. Письмо цифры 2 6.Закрепление полученных знаний 1) Работа с кассой цифр 2) Самостоятельная работа в тетради 7. Рефлексия | Долгожданный звонок – Начинается урок. Ты проверь сейчас, дружок, Готов ли ты начать урок. Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадка. Читает загадку: Вид её, как запятая, Хвост крючком и не секрет Любит всех она лентяев, А лентяи её – нет. Задаёт вопрос: «Как вы думаете, о каком числе пойдёт речь сегодня на уроке?» Предлагает обучающимся вспомнить, в какой последовательности изучали число 1 Зачитывает текст задания и просит детей помочь Мише придумать свои примеры с числом два Показывает карточку с цифрой 2, обращает внимание обучающихся, что цифра 2 – математический знак, с помощью которого можно записать число два Предлагает найти среди записанных знаков (в задании 2 учебника) цифру 2 и отметить её красной фишкой. После этого подсчитать, сколько раз встретилась цифра 2. Сравнить свою работу с работой соседа по парте. Предлагает рассмотреть рисунки задания 3 и , работая в группе, решить, какие предметы или их части похожи на цифру 2. Читает стихотворение: А вот это цифра 2, Полюбуйся, какова. Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. Показывает образец написания цифры 2 на доске. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим… Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. Предлагает открыть тетради и выполнить задание 2 на странице 26. Предлагает рассмотреть рисунки, помещённые на доске, сосчитать количество предметов на каждом из них и показать цифрой их число. Предлагает рассмотреть рисунки в рамках, сосчитать количество предметов и записать его с помощью цифры ( задание 2 на странице 26) Предлагает оценить свою работу на уроке на волшебной линеечке по критериям:
Подводит итог урока. Просит поднять руки детей, которые : - чувствовали себя на уроке хорошо и комфортно; - узнают цифру 2 среди разных знаков; - научились писать цифру 2. Предлагает вспомнить начало урока и те цели, которые ставили на урок | Проверяют готовность к уроку Слушают загадку и отгадывают её Обучающиеся формулируют тему урока, совместно с учителем ставят цели на урок Участвуют в коллективном составлении плана работы на уроке Рассматривают иллюстрацию к заданию № 1 на стр.36, приводят примеры с числом два ( у человека два глаза, две руки и т.д.) Рассматривают карточку с изображением цифры 2 Рассматривают записанные знаки, находят среди них цифру 2 и отмечают её красной фишкой. Подсчитывают, сколько раз встрети- лась цифра 2. Сравнивают итог своей работы с итогом работы соседа по парте. Работая в группах, выясняют, какие предметы или их части похожи на цифру 2. Слушают стихотворение. Слушают объяснение учителя, наблюдают за показом написания цифры. Работая самостоятельно, пишут сначала элементы цифры , а затем цифру 2. Рассматривают рисунки, пересчитывают количество предметов и показывают его цифрой из разрезной кассы Рассматривают рисунки, считают количество предметов и записывают его с помощью цифры Оценивают свою деятельность Вспоминают цели, поставленные на урок и делают вывод о том, достиг ли урок своих целей. | Регулятивные Коммуникативные (слушать и слышать учителя) Регулятивные (целеполагание) Регулятивные ( планиро- вание – работа по плану) личностные (стремление к получению новых знаний) Познавательные (умение сравнивать, обобщать) Познавательные Познавательные (умение сопоставлять, ориентироваться в учебнике) Познавательные (оценка своей работы) Коммуникативные (взаимодействие с соседом по парте) Коммуникативные (договариваться), личностные, познавательные (сравнивать) Коммуникативные (слушать и слышать учителя) Познавательные (наблюдение) Личностные (стремление к получению новых знаний), познавательные (выполнение по образцу, умение ориентироваться в тетради) Познавательные (выполнять задания с использованием материальных объектов) Познавательные (умение ориентироваться в тетради, обобщать) Познавательные (оценка деятельности на уроке) Личностные (положительное отношение к уроку, самооценка) Регулятивные (удерживание цели на протяжении урока) |
Урок 29
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: