Дифференциация звуков и букв и-у
Тема: Дифференциация звуков и букв И-У.
Логопедическая: развитие зрительных дифференцировок на материале букв И—У.
Лексическая: русское народное творчество.
Грамматическая: непроизносимые согласные в корне.
Цели:
образовательная: учить детей различать звуки и буквы И-У в словах, предложениях;
коррекционная: развитие фонематического слуха, активизация слухового внимания;
3)воспитательная: воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости, любви к родному языку.
Оборудование: картинки, дидактический материал.
Ход занятия
I. Организационный момент.
П. Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственного гнозиса.
Запомните последовательность цветных карандашей (сначала четырех, затем добавляется по одному карандашу).
Игра «Муха».
Демонстрируется игровое девятиклеточное поле, в центре которого «дрессированная муха». Это поле не убирается, «дрессированная муха» передвигается лишь в воображении игроков. Команды (Вверх! Вниз! Вправо! Влево!) подаются по очереди. Играющие, следя мысленно за перемещениями мухи, не должны допустить ее выхода за пределы поля. Допустил ошибку — выходишь из игры.
3. Игра «Картина».
Предлагается рассмотреть репродукцию (большого формата) с точки зрения пространственного расположения изображенного. Анализируется рас-
положение с помощью вопросов и заданий: назови, что находится в левом углу, справа от..., слева от..., между ... и в правом нижнем углу и т. д.
III. Сообщение логопедической темы.
Мы сейчас играли в игры «Муха» и «Картина». Какая общая гласная в этих двух словах? (А.) Какие разные гласные, какими гласными звуками отличаются эти слова? (И—У). В слове МУХА между какими согласными находится звук У? В слове КАРТИНА между какими согласными находится звук И?
Сегодня мы будем дифференцировать звуки и буквы И—У, определять их место в словах.
IV. Уточнение связи звука и буквы.
Сравнение по артикуляции звуков И—У.
Сравнение по звучанию этих звуков.
Демонстрация письменных строчных букв И—У.
Произнесение и письмо в воздухе карандашом.
5. Сравнение букв И—У по начертанию:
а) определение элементов каждой буквы: со —
б) определение сходства;
в) определение различия.
6. Связь с небуквенным изображением.
Закрепление за буквами:
а) цвета,
б) символа.
У и
И у u
V. Конструктивная и реконструктивная деятельность.
1. а) Сложить буквы из элементов (из проволоки);
б) сложить буквы из мозаики: И — синего цвета, У — красного цвета.
2. а) - Какие элементы нужны для буквы И?
- Какие элементы нужны для буквы У ?
б) Отгадать: Ш? Ц?
VI. Развитие буквенного гнозиса.
На доске даны буквы в различном расположении. Детям дается задание узнать эти буквы:
а) обведите правильно написанные буквы (И-
синим мелом, У- красным мелом);
б) допишите мелом определенного цвета недостающие элементы букв;
в) сотрите неправильно написанные буквы.
2. Работа по индивидуальным карточкам. У каждого ребенка карточка:
Предлагается задание: обведите соответствующим цветом И и У.
VII. Сообщение лексической темы.
Расшифровать слово: . О . . О . И . А
Из букв слова ПОСЛОВИЦА составить новые слова (ЛИЦО, ЛОВИ, ПОЛИВ, ОСЛИЦА, СЛОВА, ПОЛОВИЦА и др.).
— Назовите слова, в которых есть звук И. Запишите их.
— Что такое пословица?
— Русские пословицы, поговорки, считалки, небылицы, загадки, шарады, сочиненные народом, всякая словесная игра помогают нам лучше узнать свой язык и его законы. Сегодня все тренировочные упражнения мы проведем на материале народного творчества.
VIII. Письменные упражнения.
Расшифруйте символы.
1. Вместо - пишите И, вместо - пишите У:
(каждый предлагает свой вариант).
2. Зашифруйте слово слогом, в котором есть буква И или У.
Речевой материал: игры, поговорки, небылицы, стихотворения, русский, рифма, учить (ИГ-, -КИ и т. д.).
3. Игра «Не перепутай ведра».
- Зачерпните воды из колодца, выбрав ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе.
к | | т |
м | | р |
т | | р |
п | | р |
ж | | к |
л | | к |
с | | к |
б | | к |
4. Игра «Шарада».
— Назовите и напишите загаданное в шараде слово.
«Из списка птиц мой первый слог возьмите, второй — с бараньей головы. Откройте печь и там найдите то, что не раз едали вы». (ПИРОГ.)
5. Игра «Метаграмма».
— Заменив в слове одну букву другой, получите новое слово.
Меня найдешь на дереве, На клумбе и на грядке, В журнале и в альбоме, И в книге, и в тетрадке.
(Лист )
Но птицей стать я захотел — И мне не надо буквы Л. Мне А в начале напиши, И как зовут меня — реши.
(Аист ) М. Найденова
— Какое место звука И в этих словах? Между каким звуками И в слове ЛИСТ? АИСТ?
6. Анаграмма.
Инструкция: напишите в тетради буквы И, Л, П, А.
— Послушайте, что это?
Легко дышать в моей тени.
Меня ты летом часто хвалишь.
Напишите слово-отгадку. (ЛИПА.)
Послушайте второй вариант к этим буквам.
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь.
— Напишите слово-отгадку. (ПИЛА.)
— Замените букву И в этих словах на другие буквы. Какие слова получатся? (ПЕЛА, ЛУПА.)
7. Игра «Найди друзей слов».
У каждого из детей карточка со словами, близкими по значению, записанными в два столбика.
1) Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Стрелкой соедините слова, близкие по значению.
РЕЗ.НКА ПРЕД.ПРЕД.ТЕЛЬНЫЙ
ПР.ЯТЕЛЬ ПР.ЛЕЖНЫЙ
Р.С.НОК .СТАЛ
.СПЕХ ДОСТ.ЖЕНИЕ
СЛ.ЧАЙ ПАХ.Ч.Й
.ЧТ.ВЫЙ ТОВАР.Щ
.СЕРДНЫЙ ПРО.СШЕСТВ.Е
Д.ШИСТЫЙ ЛАСТ.К
По ходу выполнения работы логопед задает вопросы: а) назови пару слов, б) какие буквы ты вставил? в) почему после ... написал...?
— Прочитайте пары слов.
8. Игра «Найди слова-противники».
1) Работа выполняется по аналогии с пунктом 7.1.
На карточках — слова с пропущенными буквами:
Ш.М Т.Ш.НА
ДР.Г ГР.БЫЙ
ВСЕГДА ПРОТ.ВН.К
ВЕЖЛ.ВЫЙ ПР.БАВ.ТЬ
.БАВ.ТЬ .НОГДА
ТР.ДОЛЮБ.Е ЛЕНЬ ,
— Запишите по памяти только те пары, оба слова которых имеют И—У. (УБАВИТЬ — ПРИБАВИТЬ, ДРУГ — ПРОТИВНИК, ВЕЖЛИВЫЙ — ГРУБЫЙ, ШУМ — ТИШИНА.)
Буквы И, У записываются или подчеркиваются разным цветом.
2) На доске запись:
свет, — тьма.
Не бойся врага , бойся друга .
— Какие слова, противоположные по значению, я пропустила? (УЧЕНЬЕ — НЕУЧЕНЬЕ, УМНОГО —ГЛУПОГО.)
Предложения записываются в тетрадях и на доске.
3) Тренировочные упражнения в правописании
слов с непроизносимыми согласными.
а) - Как вы понимаете пословицу «И дурак
праздники знает, да будни не помнит»?
Какие слова в этой пословице являются противоположными по значению? (БУДНИ — ПРАЗДНИКИ)
Какое из этих слов подходит к схеме, где букв больше, чем звуков? Почему? (В этом слове есть непроизносимая согласная.)
Какое правило надо знать, чтобы не допустить ошибку на письме?
б) —Запишите слова, противоположные по значению тем, которые я произнесу. Условие: эти слова должны быть с непроизносимыми согласными в корне.
БУДНИ—..., ПИСЬМЕННЫЙ — ..., ВЕСЕЛЫЙ — ДО СВИДАНИЯ — НЕВЕЗУЧИЙ —
В словах с непроизносимыми согласными букв пишем больше, чем произносим звуков.
Разделим страницу в тетради и доску на две части. С одной стороны запишем слова, в которых букв столько же, сколько звуков, с другой — слова, в которых букв больше, чем звуков.
Логопед диктует слова: ВКУСНЫЙ, МЕСТНОСТЬ,ЗВЕЗДНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ, ИЗВЕСТНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ.
в) Игра «Не подведи».
Ученики получают по две карточки с написанными словами. Они должны их продиктовать тому, кто работает у доски.
— А теперь из записанных слов прочитайте те, в которых есть буква И, буква У.
9. Расшифровывание пословиц и объяснение их смысла.
Игра «Кто быстрее?»
У учеников карты с зашифрованными пословицами. Разгадав пословицу, дети должны записать ее на обратной стороне карты, выделяя буквы И, У.
Варианты карты:
Захудыесловаслетитголова
охуеохулгмаволсмыпулГ
Пословицы:
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.
Умелые руки не знают скуки.
Рано не встал — потерял день, в детстве не учился — потерял жизнь.
Правду погубишь и сам пропадешь.
Молоденький умок старым умом крепится.
Друга на деньги не купишь.
Изжил нужду, забыл и дружбу.
Учись добру, так худое на ум не пойдет.
Пустые разговоры оскомину набили.
IX. Подведение итогов занятия.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: