NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Актуальность Цель, задачи, новизна




Актуальность

Обращение к формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в настоящее время. По исследованиям педагогов и психологов (Ахутина Т.А., Семенович А.В., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.) у значительного количества дошкольников, не имеющих видимых речевых нарушений, фонематическая сторона речи не достигает своей зрелости и становится одной из основных причин трудностей освоения письма и чтения. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематических процессов дошкольников.

Надо отметить, что без развития фонематических процессов у детей (независимо от речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи. Вопрос о развитии у ребёнка фонематических процессов остро встаёт при подготовке детей к обучению грамоте. Практика показывает, что недопустима недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения и навыков звукового анализа.

В настоящее время наше дошкольное учреждение имеет статус ДОУ комбинированного вида, в котором есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для групп компенсирующей направленности существует программа «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, (Москва, Просвещение, 2008) предполагающая раздел по развитию фонематических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи. А для работы с детьми групп общеразвивающей направленности система работы по формированию фонематических процессов разработана недостаточно полно. Поэтому нами были разработаны адаптационная программа «Звукаренок», утвержденная и рекомендованная к использованию районным экспертным советом по инновационной деятельности (протокол № 17 от 28.05.2008 г.), и авторская педагогическая разработка радикального типа «Звукаренок», утвержденная и рекомендованная к использованию районным экспертным советом по инновационной деятельности (протокол № 29 от 18.03.2009 г.), на основе которых проводилась вся вышеуказанная работа.Данный вид деятельности осуществлялся на подгрупповых занятиях, проводимых воспитателями с учетом образовательной программы ДОУ.

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. В условиях модернизации образовательного процесса наше дошкольные образовательные учреждения активно перестраивает свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - ФГТ Приказ МОРФ №655).В настоящее время возникла необходимость в ином способе взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных видов детской деятельности – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.

С учетом новых требований вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Образовательный процесс осуществляется на основе совместной деятельности взрослого и детей. Организация совместной деятельности взрослых и детей распространяется как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность. В связи с вышесказанным возникла необходимость в пересмотре подходов к организации работы по формированию фонематических процессов в условиях нашего учреждения.

Настоящий учебно-методический комплект «Звукаренок», разработан на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (Москва, Просвещение, 2008) и программы «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, (СПб.: Детство - Пресс, 2007), с учетом основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения. Учебно-методический комплект предполагает четырехгодичное обучение и состоит из программы по формированию фонематических процессов у детей 3-7 лет «Звукаренок» и трех рабочих тетрадей.

Содержание учебно-методического комплекта направлено на реализацию содержания образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи) во всех видах деятельности детей 3-7 лет.

Цель: организация и планирование совместной деятельности педагогов и детей по реализации содержания образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи).

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

определить содержание, объем с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников;

определить логическую последовательность усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи), организационные формы, методы, условия и средства;

интеграция образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи) во все виды детской деятельности:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации программы.

Новизна заключается в том, что мы пересмотрели подходы к организации работы по формированию фонематических процессов в условиях новых требований.

Материал учебно-методического комплекта подобран с учетом интеграции образовательных областей:

Познание: занятия, беседы, игры.

Социализация: используются дидактические, сюжетно - ролевые игры, разыгрывание диалогов.

Художественная литература: используются малые фольклорные формы, логопедические сказки (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

Музыка: используются музыкальные произведения, песни, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с календарно-тематическим планом.

Здоровье, Физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для мелкой моторики.

Коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, своевременное усвоение детьми норм родного языка.

Общие сведения

Учебно-методический комплект «Звукаренок» предназначен для воспитателей ДОУ; построен с учетом трудностей, которые испытывают педагоги детских садов при реализации содержания образовательной области «Коммуникация» (направление: звуковая культура речи).

Основной задачей является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способности к чтению.

Учебно-методический комплект «Звукаренок» решает одну из задач речевого развития – подготовить дошкольника к обучению грамоте и успешному усвоению русского языка в школе.

Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.

Используемый педагогами дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции (символы звуков Т.А.Ткаченко, Г. Ванюхиной).

Реализация содержания учебно-методического комплекта направлено, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В нем предусматривается расширение и усложнение программных задач, а так же дифференцированный подход к детям, имеющим разный уровень сформированности фонематических процессов.

Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, положениям основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения, реальным требования современного обучения.

Материал учебно-методического комплекта позволяет педагогам более дифференцированно строить работу с детьми, имеющим низкий уровень сформированности фонематических процессов; грамотно осуществлять педагогическое сопровождение этой группы детей. Направление работы по формированию звуковой стороны речи представлено перспективным тематическим планированием по возрастам, в которое включены разделы: речевой материал, символ звука, навыки звукового анализа и синтеза (для детей 4 -5 лет), навыки звукового анализа и синтеза, навыки чтения, работа с кассами (для детей 5-7 лет). Раздел «навыки звукового анализа и синтеза» представлен дифференцированно: для детей имеющих высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов и для детей, имеющих низкий уровень сформированности фонематических процессов. Для детей, не усваивающих материал в непосредственно образовательной деятельности предусмотрено перспективное тематическое планирование дидактических игр и упражнений по формированию фонетической стороны речи, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах. Разработано перспективное тематическое планирование по разделам «Работа над предложением», «Предупреждение нарушений зрительного гнозиса».

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу.

Ведущей формой работы по формированию фонематических процессов дошкольников 3-7 лет является дидактические игры и упражнения, учебно-игровые ситуации, которые организуются педагогом как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности в режимных моментах. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям.

Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.

Дидактические игры и упражнения по формированию фонетической стороны речи, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах, планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего это утренний и вечерний отрезок времени, прогулка. Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребенка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе.

Учебно-игровая ситуация с использованием дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов во время режимных моментов характеризуется кратковременностью развертывания и течения (от 5-6 до 10-15 минут). Работа, проводимая во время непосредственно образовательной деятельности, может быть более продолжительной, в зависимости от возраста детей (2 младшая группа - до 15 минут, средняя группа- до 20 минут, старшая группа – до 25 минут, подготовительная группа – до 30 минут). Частота проведения во всех возрастах- 1 раз в неделю.

В режимных моментах во время проведения дидактической игры на развитие фонематических процессов предполагается объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек). Чаще всего это дети, плохо усвоившие материал во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Учебно-игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности является обязательной для детей и проводится с большей подгруппой.

Работа по учебно-методическому комплекту «Звукаренок» может осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях, в группах кратковременного пребывания, а так же в семье.

Содержание учебно-методического комплекта учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог, родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.

Таким образом, учебно-методический комплект «Звукаренок» представляет собой один из возможных вариантов подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Рабочие тетради по формированию фонематических процессов предназначены для совместных занятий ребенка с взрослым (педагогом или родителем). Тетрадь создана как часть учебно-методического комплекта «Звукаренок». Материал рабочей тетради расположен по темам в соответствии с программой «Звукаренок».

Необходимость использования в работе с детьми рабочей тетради состоит:

в закреплении теоретических знаний, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности;

 в получении детьми практических навыков звукового анализа, чтения и печатания;

  • в активизации познавательной деятельности детей при работе со звуками и буквами;

  • в контроле усвоения знаний детьми;

  • в формировании устойчивого интереса к работе со звуками и буквами.

Каждый разворот тетради представляет собой самостоятельный раздел заданий на закрепление соответствующей темы недели. Каждая страница состоит из следующих элементов: тема; речевой материал;символзвука;задания для самостоятельной работы детей (звуковой анализ, чтение, печатание).

Условные обозначения, используемые в данном пособии, соответствуют общепринятым в методике обучения грамоте дошкольников. В тетради предусмотрены задания разной степени сложности: 1- сложный вариант заданий; 2- простой вариант заданий. Начинать работу рекомендуется с выполнения заданий под цифрой 2, и только после полной их проработки можно переходить к заданиям под цифрой 1.

Методологическая основа

Рассматривая речь как структуру взаимосвязанных компонентов разных уровней формирования и функционирования, мы постарались построить поэтапную систему развития фонематических процессов детей 3-7 лет. При разработке этой системы мы ориентировались на ряд общепринятых теоретических положений и идей, которые, на наш взгляд, выступают в качестве методологической основы.

Во–первых, мы рассматривали фонематические процессы как систему языковых операций, включающую фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, А.К. Маркова, В.А Ковшиков и др.).

Во-вторых, программа «Звукаренок» предусматривает звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и доработанный Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста; работы, посвященные формированию фонематических процессов Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.А. Чевелевой.

В-третьих, важным методологическим положением, определяющим концепцию программы, является понятие «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое должно определять задачи для построения работы с детьми, имеющими разный уровень речевого развития. При подборе и составлении программного материала важен тщательный учет возрастных особенностей, а так же соответствующий возрасту объем знаний и ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка.

Объект – фонематические процессы.

Предмет – работа воспитателей дошкольного учреждения по формированию фонематических процессов у детей 3-7 лет.

Принципы реализации:

  • доступности;

  • интеграции;

  • календарно-тематический;

  • онтогенетический;

  • последовательности;

  • системности;

  • учета возрастных особенностей.

Описание структуры учебно-методического комплекта: пояснительная записка; планирование, вторая младшая группа; планирование, средняя группа; планирование, старшая группа; планирование, подготовительная группа; приложения; рабочие тетради.

Первый этап работы рассчитан на детей 3- 4лет.

Основной задачей данного этапа мы считаем создание фонематической и артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи.

1. Создание фонематической готовностик вызыванию звука речи, которая включает определенный уровень фонематического восприятия.

2. Создание артикуляторной готовностик вызыванию звука речи, которая включает:

  • представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;

  • воспроизведение и удержание (в течение 5 - 7 с) в характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится тренировка мышц артикуляционного аппарата);

  • наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса;

  • четкость дикции: достижение дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

Задачи работы:

1. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о,) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п – б, т – д, к – г, ф – в, т – с – з – ц.

2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

4. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

К концу года дети овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • воспринимают и воспроизводят ступенчатые словесные инструкции;

  • отличают вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи;

  • знают органы артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык;

  • воспроизводят и удерживают (в течение 5 - 7 с) в характерной для вызываемого звука позиции органы артикуляции;

  • произносят изолированные гласные (А, О, У, И) и согласные звуки ( П, Б, Т, Д, К, Г, Х, Ф, В);

  • различают различные шумовые звуки (отличают тихие звуки от громких, низкие от высоких);

  • узнают по звучанию музыкальные игрушки; находят на слух источник звука; узнают знакомых людей по голосу, прислушиваются и различают слова, сказанные шепотом;

  • используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Второй этап усвоения программы «Звукаренок» рассчитан на детей 4-5 лет.

Главная задача этого этапа работы – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)

Все три процесса - фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На этом этапе начинается работа позвуковой аналитико-синтетической деятельности с использованием символики (методические рекомендации Т.А. Ткаченко).

Работа над предложением проводится как часть непосредственно образовательной деятельности.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Задачи работы:

1. Учить выполнять звуковой анализ слов:

  • самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

  • различать на слух гласные и согласные звуки;

  • определять место звука в слове (первый, последний, в середине);

  • самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем по представлению).

2.Познакомить детей с терминами «слово», «звук», учить правильно понимать и использовать их.

3.Познакомить детей, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими; учить детей сравнивать слова по протяженности.

4.Развивать у детей внимание к собственной речи, интерес к словотворчеству.

К концу года дети, имеющие высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • имеют представление о звуковом составе слова;

  • правильно произносят звуки «А», «У», «И», «О», «Ы», «М», «Н», «В», «Б», «П», «Д», «Т», «Г», «К», «Ф», «Х», «С» (методические рекомендации Т.А.Ткаченко);

  • знают термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • умеют делить слова на слоги;

  • определяют и изолированно произносят первый (последний) звук в слове;

  • определят несколько гласных звуков в словах (в том числе и в трехсложных);

  • владеют навыками поиска слова с заданным звуком;

  • имеют представление о предложении;

  • называют последовательность слов в предложении;

  • имеют представление о словах-антонимах;

  • образуют новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).

К концу года дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • имеют представление о звуковом составе слова;

  • правильно произносят звуки «А», «У», «И», «О», «Ы», «М», «Н», «В», «Б», «П», «Д», «Т», «Г», «К», «Ф», «Х» (методические рекомендации Т.А.Ткаченко);

  • имеют представление о терминах «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • имеют представление о делении слова на слоги;

  • определяют и изолированно произносят первый звук в слове;

  • определят гласный звук в середине слова (в том числе и в двусложных);

  • владеют навыками поиска слова с заданным звуком;

  • имеют представление о предложении;

  • понимают и употребляют слова-антонимы;

  • образуют новые слова по аналогии со знакомыми словами.

Третий этап усвоения программы «Звукаренок» рассчитан на детей 5- 6 лет.

Главная задача этого этапа работы – развитие навыков звукобуквенного анализа.

Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные)

Работа со звуком включает в себя: выделение звука из слова, уточнение его произношения, характеристики, определение места звука в слове. Одновременно дети знакомятся с изображением гласных звуков: красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный звук, зеленый квадрат – мягкий согласный звук. Предполагается использование символов звуков, автор Г.Ванюхина. Затем детям предъявляется буква, обозначающая данный звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них.

Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву.

Обучение по данной программе позволит детям уже к шести годам ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка, читать слоги, отдельные слова, предложения, небольшие стихотворные тексты, которые могут быть материалом для закрепления навыков звукобуквенного анализа, текстами для заучивания наизусть.

Последовательность ознакомления со звуками и буквами несколько отличается от традиционных букварей, она заимствована у Т.А. Ткаченко.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи работы:

  1. Познакомить с буквами У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н.

  2. Закрепить навык звукобуквенного анализа.

  3. Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  4. Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

  5. Познакомить с условным обозначением звуков: красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый звук, зеленый квадрат – согласный мягкий звук.

  6. Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графическое изображение звука.

  7. Учить работать с моделями и схемами.

К концу года дети, имеющие высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • имеют представление о гласных и согласных звуках; твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;

  • правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н;

  • владеют навыками звукобуквенного анализа дву-трехсложных слов;

  • выкладывают дву-трехсложные слова из букв разрезной азбуки;

  • подбирают слова с заданным количеством звуков (до 5-6);

  • умеют составлять предложения из 3-х, 4-х, 5-ти слов, анализировать его;

  • умеют читать слова, предложения;

  • подбирают к существительным несколько прилагательных;

  • заменяют одно слово другим со сходным значением.

К концу года дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • имеют представление о гласных и согласных звуках; твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;

  • имеют представление о терминах «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н;

  • владеют навыками звукобуквенного анализа одно-двусложных слов;

  • выкладывают одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки;

  • подбирают слова с заданным количеством звуков (не более 3-4);

  • умеют составлять предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов, анализируют его с помощью педагога;

  • умеют читать слоги, одно-двусложныеслова;

  • с помощью взрослого подбирают к существительным несколько прилагательных;

  • с помощью взрослого заменяют одно слово другим со сходным значением.

Четвертый этап обучения – совершенствование фонематических процессов при обучении чтению. Этот этап является заключительным, осуществляется в подготовительной группе детьми 6-7 лет.

Главная задача этого этапа: развитие навыков саморегуляции и самоконтроляпри работе над фонематическими процессами, что очень важно при подготовке к школьному обучению.

Предполагает проведение одного занятия в неделю в течение учебного года, с режимом проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью до 25-30 минут.

Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим особенностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Задачи работы:

  1. Закреплять и совершенствовать умение обозначать на схеме место звука в слове, используя графическое изображение звука.

  2. Совершенствовать навыки слогового, языкового анализа.

  3. Совершенствовать навыки работы с моделями и схемами.

К концу года дети, имеющие высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н, Б, В, Д, Г, Х, Ш, Л, Р, Ж, Ч, Щ;

  • понимают, различают и используют в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

  • определяют место звука в слове (в начале, середине, в конце слова);

  • дифференцируют гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

  • умеют пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый звук, зеленый квадрат – согласный мягкий звук);

  • владеют навыками звукобуквенного анализа, преобразования слов путем замены гласного звука, деления слов на слоги, подбирают слова к схемам;

  • владеют навыками анализа предложения;

  • читают слова, предложения;

  • находят в предложении слова с заданным звуком;

  • употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.


К концу года дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:

  • знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н, Б, В, Д, Г, Х, Ш, Л, Р, Ж, Ч, Щ;

  • понимают и используют в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

  • определяют место звука в слове (в начале, середине, в конце слова);

  • дифференцируют гласные и согласные звуки;

  • дифференцируют твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки с помощью педагога;

  • умеют пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый звук, зеленый квадрат – согласный мягкий звук);

  • владеют навыками звукобуквенного анализа дву-трехсложных слов из открытых слогов;

  • с помощью педагога преобразуют слова путем замены гласного звука;

  • владеют навыками деления слов на слоги, с помощью педагога подбирают слова к схемам;

  • владеют навыками анализа предложения;

  • читают двух-трехсложные слова, простые предложения;

  • с помощью педагога находят в предложении слова с заданным звуком;

  • в свободной речи редко употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.


Перспективный тематический план работы по формированию фонетической стороны речи

(2-я младшая группа)

Месяц, неделя, лексическая

тема

Игры по развитию слухового восприятия, внимания, памяти

(приложение 10)

ЗКР

Этап

Цель, содержание работы

(приложение 11)

Стимульный материал


1сентябрь

«Осень. Овощи»


1. Что звучало?

2. Дудочка или губная гармошка

3. Поставь по порядку

Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата

(приложение 7)

Познакомить с основными органами артикуляции.

Основные движения языка:

Вверх, вниз, влево, вправо

Картинка: Ветерок, Дракончик.

Комплекс артикуляционной гимнастики для малышей.

2 сентябрь

«Осень. Фрукты»


4. Узнай по голосу

5. Высокие - низкие

6. Где колокольчик?

7.Фрукты


Закрепление знаний детей об основных органах артикуляционного аппарата.Знакомство с артикуляционной гимнастикой, общий комплекс артикуляционной гимнастики.

3 сентябрь

ДИАГНОСТИКА

4 сентябрь

1 октябрь

«Время года: осень»

8. Аленушка-ревушка

9.Дождик.

10. «Дождь льет и капает»

11. «Шуршит, трещит»

12. «Где позвонили?»


Звук «А»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука А

Добиваться умения спокойно открывать и закрывать рот.

Добиваться произношения звука «А» на выдохе




2 октябрь

«Деревья и кустарники»

13. Деревья

14. Где потерялся ветерок?


Закрепление произношения звука А



«Птица и птенчики».

КАК гогочет гусь?

Как квакает лягушка?

Как врач осматривает горло?

Как лает собачка?

3 октябрь

«Домашние животные и их детеныши»

15. Кто кричал?

16. Будь внимательным

17. Угадай, кто это?

18. Кто как кричит

19. Загадки


«И»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звукаИ

Вырабатывать умение вытягивать губы в улыбке.

Игра «кто как умеет улыбаться»

Игра «лошадки» И-И-И-и

c:\users\интернет\favorites\downloads\0_89c5c_1a193e0a_xl.gif

4 октябрь

«Домашние животные»

Закрепление произношения звука И


Игра «Волшебный мешочек» с предметными картинками на звук И

1ноябрь

КАНИКУЛЫ


2ноябрь

«Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме»


20. Эхо

21. Мишка

22. Медведица и медвежонок

23. Прискакал или пришел?

24.Запомни и повтори


«У»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука У

Вырабатывать умение вытягивать губы вперед.

Игра «кто лучше сделает дудочку»

Игра «поезд»

картинка 35 из 67495

3ноябрь

«Части тела. Туалетные принадлежности»


25.Таня ручками играет.

26. Веселые куклы.


Закрепление произношения звука У



Игра «кто как кричит?»

Девочка заблудилась АУ-АУ

Малыш плачет УА –УА

Филин ухает УФ –УФ


4ноябрь

«Одежда. Обувь.»


27. Шуршит, трещит

28. Коробочка гремит

29. Собираемся на прогулку

«О»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука О

Вырабатывать умение вытягивать губы вперед и округлять их.

Игра «круглый бублик»

Кто купил круглый бублик? дети показывают

Игра «болят зубки у куклы: О-О-О»



1декабрь

«Зима»

30. Вьюга воет, а ветерок помогает

31.Лыжная прогулка

32. Кормушка

33. Погремушка


Закрепление произношения звука О



Игра «угадай, чего мне не хватает?»

На столе игрушки. Ребенок отворачивается, игрушки убираются.

Игра «что изменилось»

2 декабрь

«Зимующие птицы»

34.Птички-невелички

35. Голуби

36. Накормим птиц

37. Дятел

38. Воробей собирает друзей

«М»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука М




c:\users\интернет\favorites\downloads\korova1.jpg

3декабрь

«Зимнпе забавы»

39. Лыжная прогулка

40. Снег

41. Прогулка в лес

42. Греем ручки

Закрепление произношения звука М






4декабрь

«Новый год»

43. Кто говорил?

44. Дед Мороз

45. Ворон-музыкант

«П»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Добиваться четкого произношения «П» на выдохе. Следить, чтобы дети при произнесении «П» не надували щеки.

Учить спокойно смыкать губы

Развивать ротовой выдох: кошка пыхтит

картинка 4 из 79130

1январь

КАНИКУЛЫ

2январь

3январь

«Детский сад. Профессии работников детского сада»

46. Больная кукла

47. Что сказал врач?

48. Няня накрывает на стол

49. Петушок кота любил

50. Узнай по интонации

«П»

Закрепление произношения звука

Развивать четкое произношение звука П во фразовой речи



4 январь

«Игрушки»

51. Угадай, кто зовет

52. Малыш

53. Заводные игрушки

«Б»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Добиваться четкого произношения «Б» на выдохе. Следить, чтобы дети при произнесении «Б» не надували щеки.

Учить спокойно смыкать губы

Учить звонко произносить звук Б



1 февраль

«Дом.квартира. Мебель.»

54. Где звенит?

55. Сколько ножек, сколько спинок?

56. Помогите Маше

57. Переезд

58. У меня зазвонил телефон

59. Обставь комнатку

«Б»

Закрепление произношения звука

Магазин игрушек, купить игрушку, громко ее назвать

2февраль

«Кухня. Посуда.»

60. На плите сварилась каша

61. Что ест мишка?

62. Что просит зайка?

63. Кукла будет пить чай

64. В магазине

65. Домашний оркестр


«Ф»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Научить показывать верхние зубы поднимать верхнюю губу

Длительное произношение звука «Ф» на выдохе.


картинка 8 из 19182

3 февраль

«День защитника Отечества»

66. Кто стонал?

67. Что хочет маленький сыночек?

68. Семья

«Ф»

Закрепление произношения звука

Упражнение в четком произношении, выделении среди других звуков.

Какая картинка появилась? (со звуком Ф)

4 февраль

«Моя семья»

66. Кто стонал?

67. Что хочет маленький сыночек?

68. Семья

«В»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Научить показывать верхние зубы поднимать верхнюю губу

Длительное произношение звука «В» на выдохе.




1март

«Мамин праздник»

69. Сделай то, что я скажу

70. Мама спит

71. Кто рассказывает?

«В»

Закрепление произношения звука

Упражнение в произношении звука в словах и предложениях.

Назови картинки, выдели голосом звук В.

2март

«Времена года. Весна.»

72. Весенний дождик

73. Звенит капель

74. Признаки весны.

75. Зовем весну

76. Весной в лесу

77.Где пела птица.

78.Отгадай, какие птицы прилетели.

«Т»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Добиваться четкого произношения «Т» на выдохе. Четко и громко несколько раз подряд произнести звук «Т». Разучить звукоподражания: тук-тук (молоток), тик-так (часы).




3март

«Мой дом.Мой двор»

79. Назови свою улицу.

80. Где живет Маша.

«Т»

Закрепление произношения звука

Чистоговорка, стихотворение




4март

КАНИКУЛЫ

1апрель

«Наземный транспорт. Правила ПДД»

81. Машинки

82. Успокой Таню

83. Паровозик


«Д»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука

Добиваться четкого произношения «Д» на выдохе.

Длительное изолированное произношение «Д».




2апрель

«Водный, воздушный транспорт»

81. Машинки

82. Успокой Таню

83. Паровозик


«Д»

Закрепление произношения звука

Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение).

Доскажи словечко.

3апрель

«Комнатные растения»

84. Комнатные растения.

85. Какой цветочек заговорил.

«К»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука


Добиваться четкого произношения «К» на выдохе. Длительное изолированное произношение К. Разучите звукоподражания: ко-ко, ку-ку, ква-ква, кап-кап.


картинка 6 из 19389

4апрель

«Рыбы»

86. Что звучало?

87. Дудочка или губная гармошка

88. Поставь по порядку

89. Узнай по голосу

90. Где колокольчик?

«К»

Закрепление произношения звука

Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение).

Доскажи словечко.

1май

«Цветы»


91. Дай ромашке попить

92. Деревья

93. Что пропела стрекоза?

94. Где потерялся ветерок?


«Г»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука


Добиваться четкого произношения «Г» на выдохе. Длительное изолированное произношение.

Разучить звукоподражания: га-га, гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка).


картинка 1 из 24754

2май

«Домашние птицы»


95. Погремушка

96. Птички


«Г»

Закрепление произношения звука

Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение), доскажи словечко.

Угадай, чего не хватает. (картинки на звук Г)

3май

«Насекомые»


89. Кузнечик играет на бубне

90. Летит — ползет

91. Кто внимательный?


«Х»

Подготовка артикуляционного аппарата

Уточнение произношения звука


Добиваться четкого произношения «Х» на выдохе. Длительное изолированное произношение.

Разучить звукоподражания: ха-ха-ха, ох-ох-ох.


http://img.xn--boyamaoyunlar-gbc.com/numnums-ba%c5%9f%c4%b1n%c4%b1-bir-%c3%a7i%c3%a7ek-_4ece09cb75eb6-p.gif

4май

«Лето»


100 Лето

101 Чистоговорки

«Х»

Закрепление произношения звука

Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение), доскажи словечко.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:



Пояснительная записка Цель практики

Пояснительная записка: 1 стр.