Пояснительная записка Актуальность Цель, задачи, новизна
Актуальность
Обращение к формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в настоящее время. По исследованиям педагогов и психологов (Ахутина Т.А., Семенович А.В., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.) у значительного количества дошкольников, не имеющих видимых речевых нарушений, фонематическая сторона речи не достигает своей зрелости и становится одной из основных причин трудностей освоения письма и чтения. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематических процессов дошкольников.
Надо отметить, что без развития фонематических процессов у детей (независимо от речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи. Вопрос о развитии у ребёнка фонематических процессов остро встаёт при подготовке детей к обучению грамоте. Практика показывает, что недопустима недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения и навыков звукового анализа.
В настоящее время наше дошкольное учреждение имеет статус ДОУ комбинированного вида, в котором есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для групп компенсирующей направленности существует программа «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, (Москва, Просвещение, 2008) предполагающая раздел по развитию фонематических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи. А для работы с детьми групп общеразвивающей направленности система работы по формированию фонематических процессов разработана недостаточно полно. Поэтому нами были разработаны адаптационная программа «Звукаренок», утвержденная и рекомендованная к использованию районным экспертным советом по инновационной деятельности (протокол № 17 от 28.05.2008 г.), и авторская педагогическая разработка радикального типа «Звукаренок», утвержденная и рекомендованная к использованию районным экспертным советом по инновационной деятельности (протокол № 29 от 18.03.2009 г.), на основе которых проводилась вся вышеуказанная работа.Данный вид деятельности осуществлялся на подгрупповых занятиях, проводимых воспитателями с учетом образовательной программы ДОУ.
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. В условиях модернизации образовательного процесса наше дошкольные образовательные учреждения активно перестраивает свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - ФГТ Приказ МОРФ №655).В настоящее время возникла необходимость в ином способе взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных видов детской деятельности – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.
С учетом новых требований вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Образовательный процесс осуществляется на основе совместной деятельности взрослого и детей. Организация совместной деятельности взрослых и детей распространяется как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность. В связи с вышесказанным возникла необходимость в пересмотре подходов к организации работы по формированию фонематических процессов в условиях нашего учреждения.
Настоящий учебно-методический комплект «Звукаренок», разработан на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (Москва, Просвещение, 2008) и программы «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, (СПб.: Детство - Пресс, 2007), с учетом основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения. Учебно-методический комплект предполагает четырехгодичное обучение и состоит из программы по формированию фонематических процессов у детей 3-7 лет «Звукаренок» и трех рабочих тетрадей.
Содержание учебно-методического комплекта направлено на реализацию содержания образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи) во всех видах деятельности детей 3-7 лет.
Цель: организация и планирование совместной деятельности педагогов и детей по реализации содержания образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи).
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
определить содержание, объем с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников;
определить логическую последовательность усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи), организационные формы, методы, условия и средства;
интеграция образовательной области «Коммуникация» (раздел: звуковая культура речи) во все виды детской деятельности:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
Новизна заключается в том, что мы пересмотрели подходы к организации работы по формированию фонематических процессов в условиях новых требований.
Материал учебно-методического комплекта подобран с учетом интеграции образовательных областей:
Познание: занятия, беседы, игры.
Социализация: используются дидактические, сюжетно - ролевые игры, разыгрывание диалогов.
Художественная литература: используются малые фольклорные формы, логопедические сказки (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
Музыка: используются музыкальные произведения, песни, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с календарно-тематическим планом.
Здоровье, Физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для мелкой моторики.
Коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, своевременное усвоение детьми норм родного языка.
Общие сведения
Учебно-методический комплект «Звукаренок» предназначен для воспитателей ДОУ; построен с учетом трудностей, которые испытывают педагоги детских садов при реализации содержания образовательной области «Коммуникация» (направление: звуковая культура речи).
Основной задачей является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способности к чтению.
Учебно-методический комплект «Звукаренок» решает одну из задач речевого развития – подготовить дошкольника к обучению грамоте и успешному усвоению русского языка в школе.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.
Используемый педагогами дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции (символы звуков Т.А.Ткаченко, Г. Ванюхиной).
Реализация содержания учебно-методического комплекта направлено, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В нем предусматривается расширение и усложнение программных задач, а так же дифференцированный подход к детям, имеющим разный уровень сформированности фонематических процессов.
Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, положениям основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения, реальным требования современного обучения.
Материал учебно-методического комплекта позволяет педагогам более дифференцированно строить работу с детьми, имеющим низкий уровень сформированности фонематических процессов; грамотно осуществлять педагогическое сопровождение этой группы детей. Направление работы по формированию звуковой стороны речи представлено перспективным тематическим планированием по возрастам, в которое включены разделы: речевой материал, символ звука, навыки звукового анализа и синтеза (для детей 4 -5 лет), навыки звукового анализа и синтеза, навыки чтения, работа с кассами (для детей 5-7 лет). Раздел «навыки звукового анализа и синтеза» представлен дифференцированно: для детей имеющих высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов и для детей, имеющих низкий уровень сформированности фонематических процессов. Для детей, не усваивающих материал в непосредственно образовательной деятельности предусмотрено перспективное тематическое планирование дидактических игр и упражнений по формированию фонетической стороны речи, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах. Разработано перспективное тематическое планирование по разделам «Работа над предложением», «Предупреждение нарушений зрительного гнозиса».
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу.
Ведущей формой работы по формированию фонематических процессов дошкольников 3-7 лет является дидактические игры и упражнения, учебно-игровые ситуации, которые организуются педагогом как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности в режимных моментах. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям.
Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.
Дидактические игры и упражнения по формированию фонетической стороны речи, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах, планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего это утренний и вечерний отрезок времени, прогулка. Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребенка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе.
Учебно-игровая ситуация с использованием дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов во время режимных моментов характеризуется кратковременностью развертывания и течения (от 5-6 до 10-15 минут). Работа, проводимая во время непосредственно образовательной деятельности, может быть более продолжительной, в зависимости от возраста детей (2 младшая группа - до 15 минут, средняя группа- до 20 минут, старшая группа – до 25 минут, подготовительная группа – до 30 минут). Частота проведения во всех возрастах- 1 раз в неделю.
В режимных моментах во время проведения дидактической игры на развитие фонематических процессов предполагается объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек). Чаще всего это дети, плохо усвоившие материал во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Учебно-игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности является обязательной для детей и проводится с большей подгруппой.
Работа по учебно-методическому комплекту «Звукаренок» может осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях, в группах кратковременного пребывания, а так же в семье.
Содержание учебно-методического комплекта учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог, родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.
Таким образом, учебно-методический комплект «Звукаренок» представляет собой один из возможных вариантов подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Рабочие тетради по формированию фонематических процессов предназначены для совместных занятий ребенка с взрослым (педагогом или родителем). Тетрадь создана как часть учебно-методического комплекта «Звукаренок». Материал рабочей тетради расположен по темам в соответствии с программой «Звукаренок».
Необходимость использования в работе с детьми рабочей тетради состоит:
в закреплении теоретических знаний, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности;
в получении детьми практических навыков звукового анализа, чтения и печатания;
в активизации познавательной деятельности детей при работе со звуками и буквами;
в контроле усвоения знаний детьми;
в формировании устойчивого интереса к работе со звуками и буквами.
Каждый разворот тетради представляет собой самостоятельный раздел заданий на закрепление соответствующей темы недели. Каждая страница состоит из следующих элементов: тема; речевой материал;символзвука;задания для самостоятельной работы детей (звуковой анализ, чтение, печатание).
Условные обозначения, используемые в данном пособии, соответствуют общепринятым в методике обучения грамоте дошкольников. В тетради предусмотрены задания разной степени сложности: 1- сложный вариант заданий; 2- простой вариант заданий. Начинать работу рекомендуется с выполнения заданий под цифрой 2, и только после полной их проработки можно переходить к заданиям под цифрой 1.
Методологическая основа
Рассматривая речь как структуру взаимосвязанных компонентов разных уровней формирования и функционирования, мы постарались построить поэтапную систему развития фонематических процессов детей 3-7 лет. При разработке этой системы мы ориентировались на ряд общепринятых теоретических положений и идей, которые, на наш взгляд, выступают в качестве методологической основы.
Во–первых, мы рассматривали фонематические процессы как систему языковых операций, включающую фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, А.К. Маркова, В.А Ковшиков и др.).
Во-вторых, программа «Звукаренок» предусматривает звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и доработанный Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста; работы, посвященные формированию фонематических процессов Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.А. Чевелевой.
В-третьих, важным методологическим положением, определяющим концепцию программы, является понятие «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое должно определять задачи для построения работы с детьми, имеющими разный уровень речевого развития. При подборе и составлении программного материала важен тщательный учет возрастных особенностей, а так же соответствующий возрасту объем знаний и ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка.
Объект – фонематические процессы.
Предмет – работа воспитателей дошкольного учреждения по формированию фонематических процессов у детей 3-7 лет.
Принципы реализации:
доступности;
интеграции;
календарно-тематический;
онтогенетический;
последовательности;
системности;
учета возрастных особенностей.
Описание структуры учебно-методического комплекта: пояснительная записка; планирование, вторая младшая группа; планирование, средняя группа; планирование, старшая группа; планирование, подготовительная группа; приложения; рабочие тетради.
Первый этап работы рассчитан на детей 3- 4лет.
Основной задачей данного этапа мы считаем создание фонематической и артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи.
1. Создание фонематической готовностик вызыванию звука речи, которая включает определенный уровень фонематического восприятия.
2. Создание артикуляторной готовностик вызыванию звука речи, которая включает:
представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;
воспроизведение и удержание (в течение 5 - 7 с) в характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится тренировка мышц артикуляционного аппарата);
наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса;
четкость дикции: достижение дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.
Задачи работы:
1. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о,) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п – б, т – д, к – г, ф – в, т – с – з – ц.
2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
4. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
К концу года дети овладевают необходимыми умениями и навыками:
воспринимают и воспроизводят ступенчатые словесные инструкции;
отличают вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи;
знают органы артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык;
воспроизводят и удерживают (в течение 5 - 7 с) в характерной для вызываемого звука позиции органы артикуляции;
произносят изолированные гласные (А, О, У, И) и согласные звуки ( П, Б, Т, Д, К, Г, Х, Ф, В);
различают различные шумовые звуки (отличают тихие звуки от громких, низкие от высоких);
узнают по звучанию музыкальные игрушки; находят на слух источник звука; узнают знакомых людей по голосу, прислушиваются и различают слова, сказанные шепотом;
используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Второй этап усвоения программы «Звукаренок» рассчитан на детей 4-5 лет.
Главная задача этого этапа работы – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)
Все три процесса - фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На этом этапе начинается работа позвуковой аналитико-синтетической деятельности с использованием символики (методические рекомендации Т.А. Ткаченко).
Работа над предложением проводится как часть непосредственно образовательной деятельности.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Задачи работы:
1. Учить выполнять звуковой анализ слов:
самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
различать на слух гласные и согласные звуки;
определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем по представлению).
2.Познакомить детей с терминами «слово», «звук», учить правильно понимать и использовать их.
3.Познакомить детей, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими; учить детей сравнивать слова по протяженности.
4.Развивать у детей внимание к собственной речи, интерес к словотворчеству.
К концу года дети, имеющие высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:
имеют представление о звуковом составе слова;
правильно произносят звуки «А», «У», «И», «О», «Ы», «М», «Н», «В», «Б», «П», «Д», «Т», «Г», «К», «Ф», «Х», «С» (методические рекомендации Т.А.Ткаченко);
знают термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;
умеют делить слова на слоги;
определяют и изолированно произносят первый (последний) звук в слове;
определят несколько гласных звуков в словах (в том числе и в трехсложных);
владеют навыками поиска слова с заданным звуком;
имеют представление о предложении;
называют последовательность слов в предложении;
имеют представление о словах-антонимах;
образуют новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
К концу года дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:
имеют представление о звуковом составе слова;
правильно произносят звуки «А», «У», «И», «О», «Ы», «М», «Н», «В», «Б», «П», «Д», «Т», «Г», «К», «Ф», «Х» (методические рекомендации Т.А.Ткаченко);
имеют представление о терминах «звук», «слог», «слово», «предложение»;
имеют представление о делении слова на слоги;
определяют и изолированно произносят первый звук в слове;
определят гласный звук в середине слова (в том числе и в двусложных);
владеют навыками поиска слова с заданным звуком;
имеют представление о предложении;
понимают и употребляют слова-антонимы;
образуют новые слова по аналогии со знакомыми словами.
Третий этап усвоения программы «Звукаренок» рассчитан на детей 5- 6 лет.
Главная задача этого этапа работы – развитие навыков звукобуквенного анализа.
Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные)
Работа со звуком включает в себя: выделение звука из слова, уточнение его произношения, характеристики, определение места звука в слове. Одновременно дети знакомятся с изображением гласных звуков: красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный звук, зеленый квадрат – мягкий согласный звук. Предполагается использование символов звуков, автор Г.Ванюхина. Затем детям предъявляется буква, обозначающая данный звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них.
Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву.
Обучение по данной программе позволит детям уже к шести годам ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка, читать слоги, отдельные слова, предложения, небольшие стихотворные тексты, которые могут быть материалом для закрепления навыков звукобуквенного анализа, текстами для заучивания наизусть.
Последовательность ознакомления со звуками и буквами несколько отличается от традиционных букварей, она заимствована у Т.А. Ткаченко.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Задачи работы:
Познакомить с буквами У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н.
Закрепить навык звукобуквенного анализа.
Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Познакомить с условным обозначением звуков: красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый звук, зеленый квадрат – согласный мягкий звук.
Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графическое изображение звука.
Учить работать с моделями и схемами.
К концу года дети, имеющие высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:
имеют представление о гласных и согласных звуках; твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н;
владеют навыками звукобуквенного анализа дву-трехсложных слов;
выкладывают дву-трехсложные слова из букв разрезной азбуки;
подбирают слова с заданным количеством звуков (до 5-6);
умеют составлять предложения из 3-х, 4-х, 5-ти слов, анализировать его;
умеют читать слова, предложения;
подбирают к существительным несколько прилагательных;
заменяют одно слово другим со сходным значением.
К концу года дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:
имеют представление о гласных и согласных звуках; твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
имеют представление о терминах «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н;
владеют навыками звукобуквенного анализа одно-двусложных слов;
выкладывают одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки;
подбирают слова с заданным количеством звуков (не более 3-4);
умеют составлять предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов, анализируют его с помощью педагога;
умеют читать слоги, одно-двусложныеслова;
с помощью взрослого подбирают к существительным несколько прилагательных;
с помощью взрослого заменяют одно слово другим со сходным значением.
Четвертый этап обучения – совершенствование фонематических процессов при обучении чтению. Этот этап является заключительным, осуществляется в подготовительной группе детьми 6-7 лет.
Главная задача этого этапа: развитие навыков саморегуляции и самоконтроляпри работе над фонематическими процессами, что очень важно при подготовке к школьному обучению.
Предполагает проведение одного занятия в неделю в течение учебного года, с режимом проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью до 25-30 минут.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим особенностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Задачи работы:
Закреплять и совершенствовать умение обозначать на схеме место звука в слове, используя графическое изображение звука.
Совершенствовать навыки слогового, языкового анализа.
Совершенствовать навыки работы с моделями и схемами.
К концу года дети, имеющие высокий, средний уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:
знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н, Б, В, Д, Г, Х, Ш, Л, Р, Ж, Ч, Щ;
понимают, различают и используют в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
определяют место звука в слове (в начале, середине, в конце слова);
дифференцируют гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
умеют пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый звук, зеленый квадрат – согласный мягкий звук);
владеют навыками звукобуквенного анализа, преобразования слов путем замены гласного звука, деления слов на слоги, подбирают слова к схемам;
владеют навыками анализа предложения;
читают слова, предложения;
находят в предложении слова с заданным звуком;
употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
К концу года дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематических процессов овладевают необходимыми умениями и навыками:
знают буквы У, А, И, М, К, Т, П, О, Ы, С, З, Ц, Н, Б, В, Д, Г, Х, Ш, Л, Р, Ж, Ч, Щ;
понимают и используют в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
определяют место звука в слове (в начале, середине, в конце слова);
дифференцируют гласные и согласные звуки;
дифференцируют твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки с помощью педагога;
умеют пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – согласный твердый звук, зеленый квадрат – согласный мягкий звук);
владеют навыками звукобуквенного анализа дву-трехсложных слов из открытых слогов;
с помощью педагога преобразуют слова путем замены гласного звука;
владеют навыками деления слов на слоги, с помощью педагога подбирают слова к схемам;
владеют навыками анализа предложения;
читают двух-трехсложные слова, простые предложения;
с помощью педагога находят в предложении слова с заданным звуком;
в свободной речи редко употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Перспективный тематический план работы по формированию фонетической стороны речи
(2-я младшая группа)
Месяц, неделя, лексическая тема | Игры по развитию слухового восприятия, внимания, памяти (приложение 10) | ЗКР | ||
Этап | Цель, содержание работы (приложение 11) | Стимульный материал | ||
1сентябрь «Осень. Овощи» | 1. Что звучало? 2. Дудочка или губная гармошка 3. Поставь по порядку | Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата (приложение 7) | Познакомить с основными органами артикуляции. Основные движения языка: Вверх, вниз, влево, вправо | Картинка: Ветерок, Дракончик. Комплекс артикуляционной гимнастики для малышей. |
2 сентябрь «Осень. Фрукты» | 4. Узнай по голосу 5. Высокие - низкие 6. Где колокольчик? 7.Фрукты | Закрепление знаний детей об основных органах артикуляционного аппарата.Знакомство с артикуляционной гимнастикой, общий комплекс артикуляционной гимнастики. | ||
3 сентябрь | ДИАГНОСТИКА | |||
4 сентябрь | ||||
1 октябрь «Время года: осень» | 8. Аленушка-ревушка 9.Дождик. 10. «Дождь льет и капает» 11. «Шуршит, трещит» 12. «Где позвонили?» | Звук «А» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука А | Добиваться умения спокойно открывать и закрывать рот. Добиваться произношения звука «А» на выдохе | ![]() |
2 октябрь «Деревья и кустарники» | 13. Деревья 14. Где потерялся ветерок? | Закрепление произношения звука А | «Птица и птенчики». КАК гогочет гусь? Как квакает лягушка? Как врач осматривает горло? Как лает собачка? | |
3 октябрь «Домашние животные и их детеныши» | 15. Кто кричал? 16. Будь внимательным 17. Угадай, кто это? 18. Кто как кричит 19. Загадки | «И» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звукаИ | Вырабатывать умение вытягивать губы в улыбке. Игра «кто как умеет улыбаться» Игра «лошадки» И-И-И-и | ![]() |
4 октябрь «Домашние животные» | Закрепление произношения звука И | Игра «Волшебный мешочек» с предметными картинками на звук И | ||
1ноябрь | КАНИКУЛЫ | |||
2ноябрь «Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме» | 20. Эхо 21. Мишка 22. Медведица и медвежонок 23. Прискакал или пришел? 24.Запомни и повтори | «У» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука У | Вырабатывать умение вытягивать губы вперед. Игра «кто лучше сделает дудочку» Игра «поезд» | ![]() |
3ноябрь «Части тела. Туалетные принадлежности» | 25.Таня ручками играет. 26. Веселые куклы. | Закрепление произношения звука У | Игра «кто как кричит?» Девочка заблудилась АУ-АУ Малыш плачет УА –УА Филин ухает УФ –УФ | |
4ноябрь «Одежда. Обувь.» | 27. Шуршит, трещит 28. Коробочка гремит 29. Собираемся на прогулку | «О» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука О | Вырабатывать умение вытягивать губы вперед и округлять их. Игра «круглый бублик» Кто купил круглый бублик? дети показывают Игра «болят зубки у куклы: О-О-О» | ![]() |
1декабрь «Зима» | 30. Вьюга воет, а ветерок помогает 31.Лыжная прогулка 32. Кормушка 33. Погремушка | Закрепление произношения звука О | Игра «угадай, чего мне не хватает?» На столе игрушки. Ребенок отворачивается, игрушки убираются. Игра «что изменилось» | |
2 декабрь «Зимующие птицы» | 34.Птички-невелички 35. Голуби 36. Накормим птиц 37. Дятел 38. Воробей собирает друзей | «М» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука М | | ![]() |
3декабрь «Зимнпе забавы» | 39. Лыжная прогулка 40. Снег 41. Прогулка в лес 42. Греем ручки | Закрепление произношения звука М | | |
4декабрь «Новый год» | 43. Кто говорил? 44. Дед Мороз 45. Ворон-музыкант | «П» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «П» на выдохе. Следить, чтобы дети при произнесении «П» не надували щеки. Учить спокойно смыкать губы Развивать ротовой выдох: кошка пыхтит | ![]() |
1январь | КАНИКУЛЫ | |||
2январь | ||||
3январь «Детский сад. Профессии работников детского сада» | 46. Больная кукла 47. Что сказал врач? 48. Няня накрывает на стол 49. Петушок кота любил 50. Узнай по интонации | «П» Закрепление произношения звука | Развивать четкое произношение звука П во фразовой речи | |
4 январь «Игрушки» | 51. Угадай, кто зовет 52. Малыш 53. Заводные игрушки | «Б» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «Б» на выдохе. Следить, чтобы дети при произнесении «Б» не надували щеки. Учить спокойно смыкать губы Учить звонко произносить звук Б | ![]() |
1 февраль «Дом.квартира. Мебель.» | 54. Где звенит? 55. Сколько ножек, сколько спинок? 56. Помогите Маше 57. Переезд 58. У меня зазвонил телефон 59. Обставь комнатку | «Б» Закрепление произношения звука | Магазин игрушек, купить игрушку, громко ее назвать | |
2февраль «Кухня. Посуда.» | 60. На плите сварилась каша 61. Что ест мишка? 62. Что просит зайка? 63. Кукла будет пить чай 64. В магазине 65. Домашний оркестр | «Ф» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Научить показывать верхние зубы поднимать верхнюю губу Длительное произношение звука «Ф» на выдохе. | ![]() |
3 февраль «День защитника Отечества» | 66. Кто стонал? 67. Что хочет маленький сыночек? 68. Семья | «Ф» Закрепление произношения звука | Упражнение в четком произношении, выделении среди других звуков. Какая картинка появилась? (со звуком Ф) | |
4 февраль «Моя семья» | 66. Кто стонал? 67. Что хочет маленький сыночек? 68. Семья | «В» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Научить показывать верхние зубы поднимать верхнюю губу Длительное произношение звука «В» на выдохе. | ![]() ![]() ![]() |
1март «Мамин праздник» | 69. Сделай то, что я скажу 70. Мама спит 71. Кто рассказывает? | «В» Закрепление произношения звука | Упражнение в произношении звука в словах и предложениях. Назови картинки, выдели голосом звук В. | |
2март «Времена года. Весна.» | 72. Весенний дождик 73. Звенит капель 74. Признаки весны. 75. Зовем весну 76. Весной в лесу 77.Где пела птица. 78.Отгадай, какие птицы прилетели. | «Т» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «Т» на выдохе. Четко и громко несколько раз подряд произнести звук «Т». Разучить звукоподражания: тук-тук (молоток), тик-так (часы). | ![]() |
3март «Мой дом.Мой двор» | 79. Назови свою улицу. 80. Где живет Маша. | «Т» Закрепление произношения звука | Чистоговорка, стихотворение | |
4март | КАНИКУЛЫ | |||
1апрель «Наземный транспорт. Правила ПДД» | 81. Машинки 82. Успокой Таню 83. Паровозик | «Д» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «Д» на выдохе. Длительное изолированное произношение «Д». | ![]() |
2апрель «Водный, воздушный транспорт» | 81. Машинки 82. Успокой Таню 83. Паровозик | «Д» Закрепление произношения звука | Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение). Доскажи словечко. | |
3апрель «Комнатные растения» | 84. Комнатные растения. 85. Какой цветочек заговорил. | «К» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «К» на выдохе. Длительное изолированное произношение К. Разучите звукоподражания: ко-ко, ку-ку, ква-ква, кап-кап. | ![]() |
4апрель «Рыбы» | 86. Что звучало? 87. Дудочка или губная гармошка 88. Поставь по порядку 89. Узнай по голосу 90. Где колокольчик? | «К» Закрепление произношения звука | Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение). Доскажи словечко. | |
1май «Цветы» | 91. Дай ромашке попить 92. Деревья 93. Что пропела стрекоза? 94. Где потерялся ветерок? | «Г» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «Г» на выдохе. Длительное изолированное произношение. Разучить звукоподражания: га-га, гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка). | ![]() |
2май «Домашние птицы» | 95. Погремушка 96. Птички | «Г» Закрепление произношения звука | Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение), доскажи словечко. Угадай, чего не хватает. (картинки на звук Г) | |
3май «Насекомые» | 89. Кузнечик играет на бубне 90. Летит — ползет 91. Кто внимательный? | «Х» Подготовка артикуляционного аппарата Уточнение произношения звука | Добиваться четкого произношения «Х» на выдохе. Длительное изолированное произношение. Разучить звукоподражания: ха-ха-ха, ох-ох-ох. | ![]() |
4май «Лето» | 100 Лето 101 Чистоговорки | «Х» Закрепление произношения звука | Чистоговорка, стихотворение, проговори фразы (см. приложение), доскажи словечко. |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: