Протокол № от ролдугина И. В. Руководитель школьного мо приказ № от кулыгина Е. В
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62
Г. ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ № 62
учителей начальных классов г. Липецка
протокол №….. от ………… ………… Ролдугина И. В.
Руководитель школьного МО Приказ № ……. от ……….
……… Кулыгина Е. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 4 класса
Составитель:
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ № 62
Федянина Н. И.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
1 Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на 2013 -2014 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования и примерной программы по окружающему миру, разработанной А. А. Вахрушевым, Д. Д. Даниловым, О. В. Бурским.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Знакомство с началами наук дает возможность учащимся ключ к осмыслению личного опыта. Позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Предмет «окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Поэтому именно в рамках этого предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Средством образования и воспитания учащихся является ознакомление с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать все новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
2 Данный учебный предмет имеет своей целью:
- обеспечить соблюдение принципов развивающей личностно ориентированной образовательной системы «Школа 2100»;
- добиваться того, чтобы ученик, выходящий из начальной школы, обладал предварительным знанием целостной картины мира и умел познавать этот мир.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует решению следующих задач:
- развивать у учащихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- мотивировать ученика на успех, избавлять его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создавать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
3. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта содержания образования.
4. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно – методический комплект:
- А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. Учебник «Окружающий мир», 4 класс. М.: Баласс, 2013 год.
- Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова, С. С. Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». М.: Баласс, 2013 год.
- А. А. Вахрушев, О. В. Бурский. Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Окружающий мир». М.: Баласс, 2013 год.
5. Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа)
6. Особенности организации учебного процесса (формирование
содержания учебного процесса) осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
-отражения в содержании обучения задач развития личности;
-научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в парах и группах, деловые игры.
Содержание программы учебного курса
Человек и природа
Как работает организм человека (19 часов).
Как устроен организм человека. Как человек двигается. Как удаляются ненужные вещества. Кожа. Как и для чего мы дышим. Почему наш организм работает отлажено. Многогранный мир чувств. Родители и дети. Отчего мы иногда болеем. Наши предки – древесные жители. На заре человечества.
Рукотворная природа (15 часов).
Рукотворная жизнь. Покорение силы. На службе человека. Как человек использует свойство воды, воздуха. Горные породы и минералы. Металлы. Приручение огня. Невидимая сила. Учимся решать жизненные задачи. Человек проникает в тайны природы.
Человек и человечество
Человек
Человек и его внутренний мир (5 часов).
Кого можно назвать человеком? Как понять, что творится у друга на душе? Переживания, испытанные временем. Как узнать человека?
Человек и мир людей (6 часов).
Что такое общество? Как жить в мире людей? Мое общество. Права человека в обществе.
Человечество. Человек и прошлое человечества (5 часов).
Первобытный мир, Древний мир, эпоха Средних веков, Новое время, Новейшее время.
Человек и многоликое человечество (3 часа).
Короли, президенты и граждане. Расы и народы. Кто во что верит.
Человек и единое человечество (12 часов).
Мировое хозяйство. Мировое сообщество государств. Что человек ценит больше всего? Как нам жить?
Повторение (3 часа).
Повторить пройденный материал.
Учебно – тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Человек и природа. Как работает организм человека. | 19 |
2 | Рукотворная природа. | 15 |
3 | Человек и человечество. Человек. Человек и его внутренний мир. | 5 |
4 | Человек и мир людей. | 6 |
5 | Человечество. Человек и прошлое человечества. | 5 |
6 | Человек и многоликое человечество. | 3 |
7 | Человек и единое человечество. | 12 |
8 | Повторение. | 3 |
Итого: 68 часов.
Учебно – методические средства обучения
А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. Методические рекомендации для учителя. «Окружающий мир. Человек и природа», «Человек и человечество». М.: Баласс, 2013 год.
Загадки.
Пословицы и поговорки.
Кроссворды.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения «Окружающего мира» в 4 классе учащиеся научатся:
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать и предлагать способы их устранения;
- объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения;
- ухаживать за своим телом;
- составлять правильный режим дня;
- знать об изготовлении орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животных;
- знать об основных органах и системах органов человека, их функциях;
- знать об основных этапах становления человека и его разума;
- знать о важности воды для живых организмах и человека;
- знать об основных свойствах льда, воды, пара, воздуха;
- о применении важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
- о единственной стратегии выживания человечества – вписывание своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 4 б класса (68 часов)
№ по порядку | № урока в теме | Тема урока | Формы организации учебной деятельности | Планируемые универсальные учебные действия | Дата проведенияпо плану | Дата фактического проведения |
1 | 1 | Введение. Как работать с учебником. | Урок введения новых знаний. | Познакомить детей с новым учебником. | | |
2 | 2 | Как устроен организм человека. | Урок введения новых знаний. | Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. | | |
3 | 3 | Кожа – «пограничник человека». | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые анатомо – физиологические понятия о строении и роли кожи. Развивать понятия о гигиене кожи. | | |
4 | 4 | Как человек двигается. | Урок введения новых знаний. | Формировать новые понятия о значении опорно – двигательной системы. Формировать у учащихся новые гигиенические понятия о первой помощи при травмах, о значении спорта для правильного формирования скелета и мышц. | | |
5 | 5 | Путешествие бутерброда. | Урок введения новых знаний. | Формировать понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения. | | |
6 | 6 | Как удаляются ненужные вещества. | Урок введения новых знаний. | Формировать новые понятия о выделении. Функции органов выделения. | | |
7 | 7 | Для чего и как мы дышим. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, гигиене органов дыхания, дыхательных движениях. | | |
7 | 8 | Волшебная «восьмерка». | Урок введения новых знаний. | Сформировать у учащихся новые понятия о строении и работе сердца. Доказать пользу физических упражнений для сердца. | | |
9 | 9 | Что такое кровь. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о составе крови. | | |
10 | 10 | Почему наш организм работает слажено. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга. | | |
11 | 11 | Окна в окружающий мир. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о строении и роли органов зрения, о гигиене зрения. | | |
12 | 12 | Многогранный мир чувств. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха. | | |
13 | 13 | Родители и дети. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о вынашивании матерью ребенка, о выкармливании его молоком, об обучении потомства; понимать, в чем главное отличие человека от животных. | | |
14 | 14 | Отчего мы иногда болеем. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках. | | |
15 | 15 | Наши предки – древесные жители. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о сходстве и отличии человека и обезьян. | | |
16 | 16 | На заре человечества. | Урок введения новых знаний. | Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки. | | |
17 | 17 | Учимся решать жизненные задачи. | Урок введения новых знаний. | Научить адекватно оценивать свои знания и умения. | | |
18 | 18 | Контрольная работа № 1. | Проверка знаний учащихся. | Проверка знаний учащихся. | | |
19 | 19 | Учимся решать жизненные задачи. | Обобщение по данному разделу. | Научить адекватно оценивать свои знания и умения. | | |
20 | 1 | Рукотворная природа. | Урок введения новых знаний. | Познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями «сорт» и «порода». | | |
21 | 2 | На службе у человека. | Урок введения новых знаний. | Сформировать представление о сельском хозяйстве, его отраслях и способах повышения урожая. | | |
22 | 3 | Покорение силы. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся новые понятия о рычаге, колесе, наклонной плоскости. | | |
23 | 4 | Как человек использует свойства воды. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества. | | |
24 | 5 | Как человек использует свойства воздуха. | Урок введения новых знаний. | Сформировать понятие о воздухе и его свойствах. | | |
25 | 6 | Горные породы и минералы. | Урок введения новых знаний. | Формировать у учащихся понятия о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми. | | |
26 | 7 | Металлы. | Урок введения новых знаний. | Сформировать понятие о металлах и их свойствах. | | |
27 | 8 | Приручение огня. | Урок введения новых знаний. | Сформировать представление о ископаемом топливе и его роли в жизни человека. | | |
28 | 9 | Дополнительный материал для любознательных. | Урок введения новых знаний. | Сформировать представление о электричестве как уникальном виде энергии. | | |
29 | 10 | Как нам жить? | Урок введения новых знаний. | Научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения. | | |
30 | 11 | Контрольная работа №2. | Проверка знаний учащихся. | Проверка знаний учащихся. | | |
31 | 12 | Повторение. Природа, вещества. Явления. | Обобщение по данному разделу. | Повторить материал по данной теме. | | |
32 | 13 | Повторение. Земля – планета жизни. | Обобщение по данному разделу. | Повторить материал по данной теме. | | |
33 | 14 | Итоговая контрольная работа. | Проверка знаний учащихся. | Проверка знаний учащихся. | | |
34 | 15 | Повторение. Растения и животные. Природные зоны. Экосистемы. | Обобщение по данному разделу. | Повторить материал по данной теме. | | |
1 | 1 | Человек и его внутренний мир. Кого можно назвать человеком? | Урок введения новых знаний. | Создать первичное представление о биологической и общественной природе человека. | | |
2 | 2 | Посмотри в свое «зеркало». | Урок введения новых знаний. | Познакомить учеников с первичным представлением о понятии «личность» | | |
3 | 3 | Как понять, что творится у друга на душе? | Урок введения новых знаний. | Познакомить учеников с эмоциями – переживанием того. Что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. | | |
4 | 4 | Переживания, испытанные временем. | Урок введения новых знаний. | Познакомить детей с понятием «переживания». | | |
5 | 5 | Как узнать человека? | Урок введения новых знаний. | Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека, как характер. | | |
6 | 1 | Что такое общество? | Урок введения новых знаний. | Довести до осознания ребятами мысли о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей. | | |
7 | 2 | Как жить в мире людей? | Урок введения новых знаний. | Познакомить учащихся с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», право» | | |
8 | 3 | Мое общество. | Урок введения новых знаний. | Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек при общении входит в различные общественные группы, каждую из которых он может назвать своим обществом. | | |
9 | 4 | Права человека в обществе. | Урок введения новых знаний. | Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными правами. | | |
10 | 5 | Учимся решать жизненные задачи. | Урок введения новых знаний. | Научить детей оценивать свои знания и умения. | | |
11 | 6 | Контрольная работа. | Проверка знаний учащихся. | Проверка знаний учащихся. | | |
12 | 1 | Человечество. Первобытный мир – первые шаги человечества. | Урок введения новых знаний. | Создать образ эпохи Первобытного мира, в котором появились первые человеческие общества – роды и племена. | | |
13 | 2 | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | Урок введения новых знаний. | Создание картины эпохи Древнего мира, формирование данного образа. | | |
14 | 3 | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. | Урок введения новых знаний. | Создание картины средневековой эпохи, как особой, отличающейся от последующих и предыдущих этапов всемирной истории. | | |
15 | 4 | Новое время – торжество Европы. | Урок введения новых знаний. | Создать образ эпохи Нового времени. | | |
16 | 5 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству. | Урок введения новых знаний. | Создать картину эпохи Новейшего времени. | | |
17 | 1 | Короли, президенты и граждане. | Урок введения новых знаний. | Осмыслить то, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств. | | |
18 | 2 | Расы и народы Земли. | Урок введения новых знаний. | Осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей. | | |
19 | 3 | Кто во что верит. | Урок введения новых знаний. | Осмысление того, что единое человечество состоит из людей религиозного и атеистического типов мировоззрения. | | |
20 | 1 | Мировое хозяйство. | Урок введения новых знаний. | Довести до сознания учащихся мысли, что все люди, живущие на земле, объединены хозяйственными рыночными связями. | | |
21 | 2 | Мировое сообщество государств. | Урок введения новых знаний. | Познакомить учащихся с понятием «мировое сообщество», представленное в лице организации Объединенных Наций. | | |
22 | 3 | Что человечество ценит больше всего? | Урок введения новых знаний. | Создать представление о том. Что у всех людей, живущих на Земле, есть одинаково важные для всех вещи. Идеи, правила – общечеловеческие ценности. | | |
23 | 4 | Как нам жить? | Урок введения новых знаний. | Довести до сознания учащихся, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Что нужно сделать людям, чтобы решить эти проблемы. | | |
24 | 5 | Учимся решать жизненные задачи. | Урок введения новых знаний. | Научить детей оценивать свои знания и умения. | | |
25 | 6 | Контрольная работа. | Проверка знаний учащихся. | Проверка знаний учащихся. | | |
26 | 7 | Повторение. | | Научить детей оценивать свои знания и умения. | | |
27 | 8 | Итоговая контрольная работа. | Проверка знаний учащихся. | Проверка знаний учащихся. | | |
27 | 9 | Работа над ошибками. | Повторение ранее изученного материала. | Повторить ранее изученный материал. | | |
29 | 10 | Учимся решать жизненные задачи. | Урок введения новых знаний. | Научить детей оценивать свои знания и умения. | | |
30 | 11 | Учимся решать жизненные задачи. | Урок введения новых знаний. | Научить детей оценивать свои знания и умения. | | |
31 | 12 | Проект «Мое человечество» | Урок введения новых знаний. | Создать проект. | | |
32 | 1 | Повторение. | Повторение ранее изученного материала «Человек» | Повторить ранее изученный материал. | | |
33 | 2 | Повторение. | Повторение ранее изученного материала «Человечество» | Повторить ранее изученный материал. | | |
34 | 3 | Повторение. | Повторение ранее изученного материала «Человек и человечество» | Повторить ранее изученный материал. | | |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: