NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от ролдугина И. В. Руководитель школьного мо приказ № от кулыгина Е. В


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62

Г. ЛИПЕЦКА

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ № 62

учителей начальных классов г. Липецка

протокол №….. от ………… ………… Ролдугина И. В.

Руководитель школьного МО Приказ № ……. от ……….

……… Кулыгина Е. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 4 класса
Составитель:

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ № 62

Федянина Н. И.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
1 Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на 2013 -2014 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования и примерной программы по окружающему миру, разработанной А. А. Вахрушевым, Д. Д. Даниловым, О. В. Бурским.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Знакомство с началами наук дает возможность учащимся ключ к осмыслению личного опыта. Позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Предмет «окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Поэтому именно в рамках этого предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Средством образования и воспитания учащихся является ознакомление с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать все новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

2 Данный учебный предмет имеет своей целью:

- обеспечить соблюдение принципов развивающей личностно ориентированной образовательной системы «Школа 2100»;

- добиваться того, чтобы ученик, выходящий из начальной школы, обладал предварительным знанием целостной картины мира и умел познавать этот мир.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует решению следующих задач:

- развивать у учащихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

- мотивировать ученика на успех, избавлять его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создавать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

3. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта содержания образования.

4. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно – методический комплект:

- А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. Учебник «Окружающий мир», 4 класс. М.: Баласс, 2013 год.

- Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова, С. С. Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». М.: Баласс, 2013 год.

- А. А. Вахрушев, О. В. Бурский. Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Окружающий мир». М.: Баласс, 2013 год.

5. Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа)

6. Особенности организации учебного процесса (формирование

содержания учебного процесса) осуществляется на основе следующих принципов:

- единства содержания обучения на разных его уровнях;

-отражения в содержании обучения задач развития личности;

-научности и практической значимости содержания обучения;

- доступности обучения.

При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в парах и группах, деловые игры.

Содержание программы учебного курса

Человек и природа

  1. Как работает организм человека (19 часов).

Как устроен организм человека. Как человек двигается. Как удаляются ненужные вещества. Кожа. Как и для чего мы дышим. Почему наш организм работает отлажено. Многогранный мир чувств. Родители и дети. Отчего мы иногда болеем. Наши предки – древесные жители. На заре человечества.

  1. Рукотворная природа (15 часов).

Рукотворная жизнь. Покорение силы. На службе человека. Как человек использует свойство воды, воздуха. Горные породы и минералы. Металлы. Приручение огня. Невидимая сила. Учимся решать жизненные задачи. Человек проникает в тайны природы.

Человек и человечество

Человек

  1. Человек и его внутренний мир (5 часов).

Кого можно назвать человеком? Как понять, что творится у друга на душе? Переживания, испытанные временем. Как узнать человека?

  1. Человек и мир людей (6 часов).

Что такое общество? Как жить в мире людей? Мое общество. Права человека в обществе.

  1. Человечество. Человек и прошлое человечества (5 часов).

Первобытный мир, Древний мир, эпоха Средних веков, Новое время, Новейшее время.

  1. Человек и многоликое человечество (3 часа).

Короли, президенты и граждане. Расы и народы. Кто во что верит.

  1. Человек и единое человечество (12 часов).

Мировое хозяйство. Мировое сообщество государств. Что человек ценит больше всего? Как нам жить?

  1. Повторение (3 часа).

Повторить пройденный материал.
Учебно – тематический план




Раздел

Количество часов

1

Человек и природа.

Как работает организм человека.


19

2

Рукотворная природа.

15

3

Человек и человечество. Человек.

Человек и его внутренний мир.


5

4

Человек и мир людей.

6

5

Человечество.

Человек и прошлое человечества.


5

6

Человек и многоликое человечество.

3

7

Человек и единое человечество.

12

8

Повторение.

3



Итого: 68 часов.

Учебно – методические средства обучения

  1. А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. Методические рекомендации для учителя. «Окружающий мир. Человек и природа», «Человек и человечество». М.: Баласс, 2013 год.

  2. Загадки.

  3. Пословицы и поговорки.

  4. Кроссворды.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения «Окружающего мира» в 4 классе учащиеся научатся:

- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать и предлагать способы их устранения;

- объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения;

- ухаживать за своим телом;

- составлять правильный режим дня;

- знать об изготовлении орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животных;

- знать об основных органах и системах органов человека, их функциях;

- знать об основных этапах становления человека и его разума;

- знать о важности воды для живых организмах и человека;

- знать об основных свойствах льда, воды, пара, воздуха;

- о применении важнейших полезных ископаемых;

- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

- о единственной стратегии выживания человечества – вписывание своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 4 б класса (68 часов)

№ по порядку

№ урока

в теме

Тема урока

Формы организации учебной деятельности

Планируемые универсальные учебные действия

Дата проведенияпо плану

Дата фактического проведения

1

1

Введение. Как работать с учебником.

Урок введения новых знаний.

Познакомить детей с новым учебником.







2

2

Как устроен организм человека.

Урок введения новых знаний.

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.







3

3

Кожа – «пограничник человека».

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые анатомо – физиологические понятия о строении и роли кожи. Развивать понятия о гигиене кожи.







4

4

Как человек двигается.

Урок введения новых знаний.

Формировать новые понятия о значении опорно – двигательной системы. Формировать у учащихся новые гигиенические понятия о первой помощи при травмах, о значении спорта для правильного формирования скелета и мышц.







5

5

Путешествие бутерброда.

Урок введения новых знаний.

Формировать понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения.







6

6

Как удаляются ненужные вещества.

Урок введения новых знаний.

Формировать новые понятия о выделении. Функции органов выделения.







7

7

Для чего и как мы дышим.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, гигиене органов дыхания, дыхательных движениях.







7

8

Волшебная «восьмерка».

Урок введения новых знаний.

Сформировать у учащихся новые понятия о строении и работе сердца. Доказать пользу физических упражнений для сердца.







9

9

Что такое кровь.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о составе крови.







10

10

Почему наш организм работает слажено.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга.







11

11

Окна в окружающий мир.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о строении и роли органов зрения, о гигиене зрения.







12

12

Многогранный мир чувств.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха.







13

13

Родители и дети.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о вынашивании матерью ребенка, о выкармливании его молоком, об обучении потомства; понимать, в чем главное отличие человека от животных.







14

14

Отчего мы иногда болеем.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках.







15

15

Наши предки – древесные жители.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о сходстве и отличии человека и обезьян.







16

16

На заре человечества.

Урок введения новых знаний.

Рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки.







17

17

Учимся решать жизненные задачи.

Урок введения новых знаний.

Научить адекватно оценивать свои знания и умения.







18

18

Контрольная работа № 1.

Проверка знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся.







19

19

Учимся решать жизненные задачи.

Обобщение по данному разделу.

Научить адекватно оценивать свои знания и умения.







20

1

Рукотворная природа.

Урок введения новых знаний.

Познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями «сорт» и «порода».







21

2

На службе у человека.

Урок введения новых знаний.

Сформировать представление о сельском хозяйстве, его отраслях и способах повышения урожая.







22

3

Покорение силы.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся новые понятия о рычаге, колесе, наклонной плоскости.







23

4

Как человек использует свойства воды.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.







24

5

Как человек использует свойства воздуха.

Урок введения новых знаний.

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.







25

6

Горные породы и минералы.

Урок введения новых знаний.

Формировать у учащихся понятия о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.







26

7

Металлы.

Урок введения новых знаний.

Сформировать понятие о металлах и их свойствах.







27

8

Приручение огня.

Урок введения новых знаний.

Сформировать представление о ископаемом топливе и его роли в жизни человека.







28

9

Дополнительный материал для любознательных.

Урок введения новых знаний.

Сформировать представление о электричестве как уникальном виде энергии.







29

10

Как нам жить?

Урок введения новых знаний.

Научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения.







30

11

Контрольная работа №2.

Проверка знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся.







31

12

Повторение.

Природа, вещества. Явления.

Обобщение по данному разделу.

Повторить материал по данной теме.







32

13

Повторение.

Земля – планета жизни.

Обобщение по данному разделу.

Повторить материал по данной теме.







33

14

Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся.







34

15

Повторение.

Растения и животные. Природные зоны. Экосистемы.

Обобщение по данному разделу.

Повторить материал по данной теме.







1

1

Человек и его внутренний мир. Кого можно назвать человеком?

Урок введения новых знаний.

Создать первичное представление о биологической и общественной природе человека.







2

2

Посмотри в свое «зеркало».

Урок введения новых знаний.

Познакомить учеников с первичным представлением о понятии «личность»







3

3

Как понять, что творится у друга на душе?

Урок введения новых знаний.

Познакомить учеников с эмоциями – переживанием того. Что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире.







4

4

Переживания, испытанные временем.

Урок введения новых знаний.

Познакомить детей с понятием «переживания».







5

5

Как узнать человека?

Урок введения новых знаний.

Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека, как характер.







6

1

Что такое общество?

Урок введения новых знаний.

Довести до осознания ребятами мысли о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей.







7

2

Как жить в мире людей?

Урок введения новых знаний.

Познакомить учащихся с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», право»







8

3

Мое общество.

Урок введения новых знаний.

Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек при общении входит в различные общественные группы, каждую из которых он может назвать своим обществом.







9

4

Права человека в обществе.

Урок введения новых знаний.

Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными правами.







10

5

Учимся решать жизненные задачи.

Урок введения новых знаний.

Научить детей оценивать свои знания и умения.







11

6

Контрольная работа.

Проверка знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся.







12

1

Человечество. Первобытный мир – первые шаги человечества.

Урок введения новых знаний.

Создать образ эпохи Первобытного мира, в котором появились первые человеческие общества – роды и племена.







13

2

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Урок введения новых знаний.

Создание картины эпохи Древнего мира, формирование данного образа.







14

3

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

Урок введения новых знаний.

Создание картины средневековой эпохи, как особой, отличающейся от последующих и предыдущих этапов всемирной истории.







15

4

Новое время – торжество Европы.

Урок введения новых знаний.

Создать образ эпохи Нового времени.







16

5

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

Урок введения новых знаний.

Создать картину эпохи Новейшего времени.







17

1

Короли, президенты и граждане.

Урок введения новых знаний.

Осмыслить то, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств.







18

2

Расы и народы Земли.

Урок введения новых знаний.

Осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.







19

3

Кто во что верит.

Урок введения новых знаний.

Осмысление того, что единое человечество состоит из людей религиозного и атеистического типов мировоззрения.







20

1

Мировое хозяйство.

Урок введения новых знаний.

Довести до сознания учащихся мысли, что все люди, живущие на земле, объединены хозяйственными рыночными связями.







21

2

Мировое сообщество государств.

Урок введения новых знаний.

Познакомить учащихся с понятием «мировое сообщество», представленное в лице организации Объединенных Наций.







22

3

Что человечество ценит больше всего?

Урок введения новых знаний.

Создать представление о том. Что у всех людей, живущих на Земле, есть одинаково важные для всех вещи. Идеи, правила – общечеловеческие ценности.







23

4

Как нам жить?

Урок введения новых знаний.

Довести до сознания учащихся, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Что нужно сделать людям, чтобы решить эти проблемы.







24

5

Учимся решать жизненные задачи.

Урок введения новых знаний.

Научить детей оценивать свои знания и умения.







25

6

Контрольная работа.

Проверка знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся.







26

7

Повторение.




Научить детей оценивать свои знания и умения.







27

8

Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся.







27

9

Работа над ошибками.

Повторение ранее изученного материала.

Повторить ранее изученный материал.







29

10

Учимся решать жизненные задачи.

Урок введения новых знаний.

Научить детей оценивать свои знания и умения.







30

11

Учимся решать жизненные задачи.

Урок введения новых знаний.

Научить детей оценивать свои знания и умения.







31

12

Проект «Мое человечество»

Урок введения новых знаний.

Создать проект.







32

1

Повторение.

Повторение ранее изученного материала «Человек»

Повторить ранее изученный материал.







33

2

Повторение.

Повторение ранее изученного материала «Человечество»

Повторить ранее изученный материал.







34

3

Повторение.

Повторение ранее изученного материала «Человек и человечество»

Повторить ранее изученный материал.









страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: