NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)


6. Игротека

Знакомство

Дети объединяются в группы по 5—6 человек. Каждая груп­па образует круг. Работа организуется так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего игрока и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний игрок, таким образом, должен назвать имена всех детей, сидя­щих перед ним.

Дополнительные правила: 1) тот, кто ошибся или не вспом­нил имя кого-то из ребят, должен произнести, качая головой: «Эх, забыл!»; 2) называя имя человека, нужно обязательно по­смотреть ему в глаза.

Самопрезентация

Дети рассказывают о себе друзьям, отвечая на вопросы воспитателя.

Во что ты любишь играть?

С кем ты дружишь?

О ком ты заботишься?

Занимаешься ли ты спортом?

Твоя любимая книга?

Твой любимый мультфильм?

Твоя любимая телепередача?

Твоя любимая музыка?

Твоя любимая игра?
7. Работа со схемой

Зачеркните схемы настроений, которые мешают знаком­ству с друзьями. Раскрасьте схему, которая помогает знако­миться и дружить.


8. Вывод

Коллективные ответы детей на вопросы: Хотите ли вы иметь много друзей?

Какое выражение лица обязательно понравится друзьям? Изобразите его с помощью мимики.

В конце занятия воспитатель предлагает детям произнести предложение «У меня есть друзья» — ласково, весело, уверен­но. А затем показать с помощью мимики и жестов радость от знакомства с новыми ребятами.
9. Мы советуем

Проводить занятия по данной картинке на фоне тихого зву­чания произведений С. Прокофьева «Вальс» (балет «Золуш­ка»), П. Христова «Золотые капельки», Н. Римского-Корсакова «Три чуда. Белка», а также организовать вернисаж фотоиллю­страций на тему «В прекрасное далеко я начинаю путь...»

УЧИМСЯ РАССТАВАТЬСЯ




Беседа «Учимся расставаться»
1. Беседа по картинке

• Что происходит на картинке? Мальчик уходит... Куда? Может быть, в школу? Нет? Может быть, в детский сад? Нет! Нижняя картинка показывает, что мальчик уезжает к бабушке, в деревню.

• Какое настроение у родителей мальчика? Почему? Пока­жите, как грустят мама, папа, расставаясь с вами.

• А что чувствует мальчик, прощаясь с родителями?

• Вспомните, бывали ли у вас случаи, когда вы на несколь­ко дней расставались с мамой, папой? Опишите свое на­строение, покажите его.

• Как изменилось настроение мальчика, когда он увидел бабушку?

• А что чувствует бабушка, встретив внука?

• Как по-разному можно назвать эту картину?
2. Работа с текстом

Муравьишка пошел в школу!

В одном лесу жила дружная муравьиная семья. Все труди­лись и заботились друг о друге. Самому маленькому муравьиш­ке исполнилось шесть лет, и он пошел в школу. Ох, как трудно ему было расставаться с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Он плакал, капризничал, топал лапками. На уроках отвлекался, на переменке ни с кем не хотел играть. И вот однажды утром...

Что же случилось этим утром? (Дети вместе с воспитате­лем обсуждают варианты продолжения рассказа.)

• Мама-муравьиха дала сыночку семейную фотографию.

• Спела ему веселую песенку.

• Пообещала свозить в магазин «Игрушки».

• Сказала на ушко «Я тебя люблю, мой самый близкий и родной! Ты ученик! Я тобой горжусь! И запомни: после расставаний обязательно наступают встречи».
3. Работа со стихотворениями

Чтение и анализ стихотворения И. Солнышко «Слонёнок»

Слонёнок

Шёл по Африке слонёнок,

Шёл и песню наповал.

Шёл по Африке слонёнок

И жирафа повстречал.

— Ну зачем тебе, слонёнок, —

Задает жираф вопрос, —

Ну зачем тебе, слонёнок,

Вместо носа пылесос?!

Попугай кричит: — А уши?!

Уши, словно лопухи!

Попугай кричит: —

Послушай, Это стыдно! Хи-хи-хи!

— Ты гора или слонёнок? —

Запищала крошка-мышь, —

Ты гора или слонёнок?

Отвечай-ка. Что молчишь?!

И сказал тогда слонёнок:

— Что для вас я нехорош?!

И сказал тогда слонёнок:

— Я на мамочку похож!

Для неё я самый славный,

Самый лучший, самый главный!

(Ирина Солнышко.)

Проблемные вопросы. Что чувствует слонёнок, говоря по­следние слова в стихотворении? Кто из вас тоже для мамы са­мый славный, самый главный?

4. Этюды и упражнения

Подушка-подружка

Дети инсценируют рассказ воспитателя. У каждого ребенка в руках подушка.

«Мальчикам и девочкам не всегда хочется расставаться с родителями. Но помогает «подушка-подружка». Подушка мяг­кая, приятная, она успокаивает. Обнимите ее, пошепчитесь, расскажите ей свои секреты, как своей самой главной подруж­ке — мамочке».

Позлитесь — улыбнитесь!

Позлитесь, как дракон, чудовище, Бармалей. Улыбнитесь, как веселый ребенок, солнышко, добрая птица.

5. Подумаем вместе

У меня появилась сестренка

Составление истории по предложенному плану и ее после­дующее инсценирование.

Мы ожидали появления сестрички.

Я предложил имя будущей сестричке.

Вначале было плохо: малышка много плакала, мама уставала.

Я злился и вспоминал то время, когда сестрички не было.

Однажды мама заболела...

Чтобы успокоить сестричку, я начал ее кормить.

И произошло чудо: малышка повернулась ко мне и посмо­трела в мои глаза...

Я понял, что она меня любит.

С тех пор я всегда играю с ней и помогаю маме — я ведь старший!

Проблемный вопрос. Играя с маленькой сестричкой, стар­ший брат на время расставался с друзьями, книгами, мульт­фильмами, игрушками. Как вы думаете, переживал ли он по этому поводу?
6. Игротека

Расскажите о своем настроении

Детям предлагаются пиктограммы с изображением различ­ных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а за­тем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятия: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать и т. д.).)

При помощи каких слов вы можете рассказать о своем на­строении?

Какое у тебя сейчас настроение?

Какого цвета твое настроение?

С каким запахом можно сравнить твое настроение?

На что похоже твое настроение?

В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обра­щает их внимание на то, что настроение может быть разным.

Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как: веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

А от чего зависит настроение? Может ли оно меняться? (Взрослый называет конкретные случаи, например: мама уехала в командировку; бабушка лечится в больнице; родители ушли в гости и т. д.)
Связующая нить

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все. кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопро­вождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, чего хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, побуждая их высказаться.
7. Работа со схемами

Нарисуйте еще два солнышка там, где указано стрелочками Покажите настроение одного солнышка во время встречи, а другого — во время разлуки. Одинаковое ли у них настроение? (Если детские «солнышки» грустят при расставании, воспита­тель спрашивает, что можно сделать, чтобы не грустить во вре­мя разлуки.) Раскрасьте рисунки в соответствующие цвета.


8. Вывод

Взрослый начинает предложение, дети сообща показывают или проговаривают окончание:

• Расставаться...

• За расставанием всегда идет...

• Во время разлуки хорошо...

• Я не боюсь расставаться потому, что знаю...

• Я говорю маме: «Возвращайся скорее», — потому что...
9. Мы советуем

Проводить занятия по данной картинке на фоне тихого зву­чания произведений А. Гречанинова «Игра в лошадки», П. Чай­ковского «Мазурка», Г. Свиридова «Грустная песенка», а также рассматривать репродукции Т. Яблонской «Утро». В. Серова «Девушка, освещенная солнцем», В. Васнецова «Сказка о спя­щей царевне».




Беседа «Новенькая»
1. Беседа по картинке

Ребята, я вам расскажу историю о том, как девочка впер­вые пришла в детский сад. Она очень переживала, рано вста­ла, взяла свою любимую книжечку и пришла с мамой в детский сад. Ей казалось, что мама будет целый день рядом... Но ведь у всех мам много дел, а мы уже умеем расставаться с мамами без слез. Да? (Показ картинки.) Посмотрите на эту девочку. Она немножко загрустила и уже готова была расплакаться. Но к ней подошел мальчик. Что же произойдет дальше?

• Мальчик предложит вместе поиграть.

• Захочет познакомиться с новенькой.

• Угостит конфеткой.

• Споет любимую песенку.

Как можно по-разному назвать эту картинку?
2. Работа с текстом

Как я был новеньким

Мама сказала мне: «Завтра мы идем записываться в волей­больный кружок. Ты будешь новеньким. И никто не знает, ка­кой ты, как тебя зовут. Давай, чтобы тебе было легко познако­миться, завтра утром сделаем необычный бутерброд "Меня зовут Ваня"».

Утром мы с мамой намазали на батон немножко масла, а сверху из крекера «Алфавит» выложили имя ВАНЯ и положили бутерброд в красивую коробочку. Мама привела меня на волей­больное поле, и я стал смотреть, как играют дети. Но вот насту­пил перерыв. Я подошел к детям, открыл коробочку и сказал...

Что же сказал Ваня?

Интересно ли было ребятам так знакомиться? Помог ли бу­терброд Ване? Что произошло потом?
3. Активные формы работы со стихотворением

Инсценирование стихотворения «Веселый щенок».

Веселый щенок

Ваня со щенком играл

И командам обучал.

Ваня. Хочешь косточку, Дружок?

Щенок. Гав!

Ваня. Что ж, подпрыгни хоть разок!

Щенок. Гав!

Ваня. Лапку мне скорее дай!

Щенок. Гав!

Ваня. Помолчи, Дружок, не лай!

Щенок. Гав!!!

(Ирина Солнышко.)
4. Этюды и упражнения

Театр прикосновений

Дети ложатся на коврики в «позу звезды» (раскинув в сто­роны руки и ноги) и закрывают глаза. По знаку воспитателя участники поочередно встают, находят себе пару и склоняются над «звездой». Затем осторожно касаются тела, например: од­ним пальцем — ко лбу, ладонью — к ноге, ребром ладони — к животу, кулачком — к груди, локтем — к животу и т. д. Затем все дети «спят» в расслабленном состоянии под спокойную музыку. Работу рекомендуется проводить в небольших под­группах.
Обезьянка

Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой и по­вторять все свои движения: воспитатель шагает — и обезьянка шагает, он поднимает руку — и обезьянка тоже. Остальные дети наблюдают и говорят: «Правильно, неправильно» (успева­ет обезьянка или не успевает и т. п.). Затем можно объединить детей в группы по трое: один показывает движения, второй выполняет (обезьянка), а третий наблюдает и комментирует правильность выполнения.
5. Подумаем вместе

Как закончить предложение?

Взрослый начинает, дети поочередно завершают:

• Я люблю...

• Меня любят...

• Я забочусь...

• Обо мне заботятся...

• Я верю...

• Мне верят...

• В меня верят, что я...

• Я надеюсь...

• Я стараюсь...

• Мои родители хотят, чтобы я...
6. Игротека

Игра-сюрприз «Зигзаг удачи»

Взрослый приносит красиво украшенную большую коробку. В ней — отверстия. Их количество равно количеству участников игры. Через каждое отверстие пропускается узкая ленточка, к концу которой привязывается маленький приз-сувенирчик или записка-комплиментик. Дети поочередно подходят к коробке, выбирают ленточку и вытягивают ее вместе с сюрпризом.
Мы любим петь!

Петь любят все. Вот и в этой игре все будут петь, но по определенным условиям. Выбирается песня, которая известна всем присутствующим. По первому хлопку ведущего все гром­ко начинают ее петь; по второму хлопку — пение продолжает­ся, но только мысленно, про себя; по третьему — вновь все поют вслух. И так несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра продол­жается, пока не останется пара поющих игроков.
Пингвины

Взрослый напоминает, что в самом холодном месте земли живут симпатичные животные: неуклюжие водоплавающие пингвины. В самые большие морозы они сбиваются в кучки, тесно прижимаясь друг к другу, чтобы согреться. А те, кто останется скраю, может замерзнуть. На слова ведущего: «Мы греемся!» дети сбиваются в кучки, а на фразу: «Мы играем!» каждый участник имитирует походку пингвинов и их игры.
Смешинка в рот попала

• С помощью зеркальца дети ловят солнечных зайчиков.

• Все дети украшают одного ребенка подручными предме­тами: прищепками, косынками, ленточками, наклейками.

• С помощью рук дети передают веселое настроение: аплодируют, щекочут, посылают воздушные поцелуи и т. д.
7. Работа со схемами

Раскрасьте лепестки ромашки, глядя на лица друзей:

зеленым — мне спокойно;

желтым — мне радостно;

оранжевым — я в восторге;

оставить белым — мне страшно;

красным — я злюсь;

синим — мне грустно.



8. Вывод

Взрослый предлагает детям: «Хлопайте в ладоши тогда, когда вы согласны с моим высказыванием». Новеньких нужно обходить стороной.

Я постараюсь запомнить, что мы все были и еще будем но­венькими.

От нас зависит, как будут себя чувствовать новенькие. Новенькие — это наши друзья!
9. Мы советуем

Проводить занятия по данной картинке на фоне тихого зву­чания произведений В. А. Моцарта «Музыкальная шкатулка», А. Гречанинова «Бабушкин вальс», П. Чайковского «Танец ма­леньких лебедей» (из балета «Лебединое озеро»), а также пе­риодически организовывать вернисажи репродукций, фотома­териалов на тему «Вместе весело шагать!».

КАК ПОСТУПИТЬ?


Беседа «Как поступить?»

1. Беседа по картинке

• Давайте рассмотрим картинку. Что происходит в семье?

• Как разговаривают между собой родители?

• Почему вы решили, что родители ссорятся?

• Видят ли мама и папа мальчика?

• В каком он настроении?

• Как вы думаете, виноват ли мальчик в ссоре родителей?

• Какие поступки детей «помогают» ссориться самым близ­ким людям?

• Ребенок разбил чашку;

• не убрал за собой игрушки;

• нагрубил маме и папе;

• потерял фломастеры;

• не слушался бабушку.

• Посоветуйте, как поступить мальчику: уйти или подойти к ро­дителям, обнять родителей, сказать, что он очень любит их, и попросить, чтобы они обняли его, затеять веселую игру.
2. Работа с текстом

Я хочу шоколадку!

Лена: Пап, я хочу шоколадку, купи-и-и!

Папа: По-моему, мама тебе уже вчера покупала.

Лена: Одну, и то маленькую.

Папа: А ты хочешь много.

Лена: Да, много-много!

Папа: Десять штук, а лучше пятьдесят!

Лена (подхватывая игру): Нет, сто, тысячу!!!

Папа: Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем коляску Павлика и везем домой.

Лена (смеется): Все удивляются: «Откуда у вас столько шоколада?». Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать!

Вопросы к тесту:

Почему эта история закончилась весело?

А что бы произошло, если бы папа не начал шутить, а Лена продолжала капризничать и кричать на весь магазин «Куп-и-и!»? Возникла бы ссора?

Что лучше — превратить капризы в шутку или продолжать капризничать и ссориться?

Ответив на вопросы, дети разбиваются попарно и проигры­вают с выразительными интонациями этот диалог.
3. Активные формы работы со стихотворением

Чтение и инсценирование стихотворения, беседа по его со­держанию.

Кошка и котята

Полюбуйтесь — эти крошки

Детки доброй мамы-кошки.

Пять пушистеньких котят

Рядом с мамой сладко спят.

Утром малыши проснулись,

Сладко-сладко потянулись.

Язычком умыли носик,

Спинку и пушистый хвостик.

Во дворе стояла миска,

В миске — длинная сосиска.

Прибежали пять котят,

Возле миски стали в ряд.

Съели каждый понемножку,

Угостили маму-кошку.

Тут же начали играть,

Мячик по двору гонять.

А, набегавшись, котятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять

Будет мама их искать.

Удивилась мама-кошка:

Шляпа бегает на ножках!

Подняла, а там сидят

Двое рыженьких котят.

Деток кошечка искала,

Очень кошечка устала.

Прятались от мамы-кошки

Малыши в большом лукошке.

Девочка котят нашла,

Маме кошке привела.

Мама рада: «Все в порядке!

Вы нашлись, мои котятки!»

Пять пушистеньких котят

С мамой рядышком сидят.

С мамой рядышком сидят,

Нежно «мяу» говорят.

(Ирина Солнышко.)

Какие поступки котят вам понравились? А какие нет? Почему?
4. Этюды и упражнения

Я прислушиваюсь

Правая нога выставлена вперед, шея вытянута вправо, го­лова наклонена, ухо выставлено, рот приоткрыт, все тело тоже слегка наклонено вперед.
Мама рассердилась

Сережа ушел гулять и заигрался во дворе с ребятами. За­был, что мама звала его обедать. Когда он пришел домой, то увидел, что мама сердита. Покажите: нахмуренные брови и сжатые губы, сердитый взгляд.
Хорошее настроение

Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфе­ты, — сказала она. — Мы выпьем с тобой чаю и пойдем в зоо­парк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку по­бежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. По­кажите: радостный взгляд, широкая улыбка.
5. Подумаем вместе

Взрослый задает проблемные вопросы. Все вместе их об­суждают и находят ответы.

Что я могу сделать, чтобы порадовать своих родителей? Как я могу помочь маме? папе? бабушке? Как я буду себя вести, когда родители болеют? работают?.. Как организовать «сюрпризное чаепитие?»
6. Игротека

Наше многоборье

Многоборье может состоять из 3—7 заданий для каждого участника игры. Например:

• нарисовать дом (зайца, автопортрет);

• пришить пуговицу (зашить дырку, соединить два лоскутка);

• вырезать из бумаги картинку (разрезать лист на опреде­ленное количество квадратов, равных треугольников);

• одеть куклу (обернуть бумагой книгу, сложить из кубиков высокую башню);

• выполнить акробатический этюд (различные танцеваль­ные упражнения);

• проскакать на скакалке (выполнить приседание, подтянуть­ся на перекладине, отбить мяч от пола) — кто больше.

Все необходимые для соревнований предметы надо приго­товить заранее!

В эту игру можно играть и на улице. Если нет возможностей для заданий сугубо спортивного характера, используем то, что

видим рядом. Например: кто быстрее скатает снежный ком, со­берет букет осенних листьев, зашнурует обувь, выложит из ка­мешков слово, свяжет шарфиком два близстоящих кустика и т. д.

Необычный ход По предложению ведущего дети весело исполняют люби­мую песню. По сигналу ведущего «Рот на замок!» ребята поют песню про себя, мысленно. По сигналу «Ш-ш-ш!» дети продол­жают петь шепотом, по сигналу «хлопок» — поют громко.
7. Работа со схемой

Оцените рисунки. Раскрасьте их.

Ежонок, бельчонок, и волчонок рисовали свою семью.

Ежонок нарисовал себя между мамой и папой; бельчонок нарисовал себя возле папы; волчонок нарисовал себя сзади мамы и папы. Чей рисунок вам понравился больше всего? По­чему? Как бы вы нарисовали свою семью?

У кого (ежонка, бельчонка, волчонка) было самое радост­ное (грустное) настроение?


8. Вывод

Дети, представьте себе, что мы находимся в музее «Друж­ная семья». Я буду называть работы, которые выполняли дети, а вы, если вам понравится какая-либо из них, будете говорить фразу «Мне нравится».

Убираем квартиру;

рассказываем друг другу сказки;

рисуем портрет мамы;

готовим сюрприз бабушке;

ждем гостей;

делаем ремонт в квартире; украшаем дом к празднику.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.