Отчет 2011 о работе детских библиотек
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
В 2011 году установили электронный каталог еще в 2-х библиотеках-филиалах №10 и №12. И в этом году уже во всех детских библиотеках ведется электронный каталог АБИС « Моя библиотека». Его база ежемесячно пополняется новыми записями. Всего в электронном каталоге 8581 записей, из них 3956 записей на детскую литературу последних лет издания.
Наряду с электронным каталогом детские библиотеки продолжают вести алфавитный и систематический каталоги, систематическую картотеку статей в традиционном печатном виде. В течении года все детские библиотеки проводили текущую работу с каталогами и картотеками : расстановка карточек на вновь поступившие документы, своевременное удаление карточек на списанные документ, по мере необходимости заменялись разделители в каталожных ящиках и ярлыки на них.
Большую практическую помощь в работе с пользователями оказывают тематические картотеки и картотеки новых поступлений. Они нацеливают на новые произведения, помогают детям самостоятельно найти нужные книги на какую-то определенную тему, оказывают помощь в работе при выполнении библиографических справок, организации выставок и проведении массовых мероприятий, содействуют наиболее полному раскрытию фонда библиотеки.
Приведем примеры некоторых из них:
- «Мой край – моя Родина» (ф.7);
- «Возьми себе в пример героя» (ф. 16);
Все картотеки постоянно пополняются и обновляются.
- В краеведческой картотеке были созданы новые рубрики: «Спортивная жизнь г. Прокопьевска» и «Культурная жизнь г. Прокопьевска». (ЦДБ);
- В картотеке для руководителей детского чтения имеются рубрики «Сценарии различных праздников» (ЦДБ);
- В картотеке «Здоровый образ жизни» (ЦДБ) была введена новая рубрика «Зеленая фабрика природы»;
- В картотеке «Наш край родной» (ф.8) была создана новая рубрика « 80 лет Прокопьевску»;
- В филиале №9 постоянно пополняется картотека-диалог « Чтобы почитать!?» В отчетном году началось формирование ее электронного аналога;
- В филиале №13 ведется картотека произведений, опубликованных в сборниках. В 2011 году было расписано 25 сборников и влито 30 карточек;
- «Как хорошо уметь читать», «Загадки старичка-лесовичка» в этом году также пополнились карточками на самые новые интересные книги.
Детские картотеки привлекают малышей своей красочностью и оригинальным оформлением.
Во всех детских библиотеках ведется архив выполненных справок.
В 2011 году продолжает работать программа «Корпоративная роспись периодических изданий ЦБС г. Прокопьевска». Новые библиографические записи в течение года вносились в соответствующие разделы систематической картотеки статей (СКС).
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей
-
наименование библиотеки
Виды справок
Выполнено справок.
Количество консультаций
тематические
уточняющие
адресные
фактографические
Всего
в т.ч. виртуальные
в т.ч. краеведческие
ЦДБ
323
23
215
406
967
0
64
31
ф.7
527
19
46
139
731
0
14
0
ф.8
6
0
106
448
560
0
40
23
ф.9
70
8
49
130
257
0
12
147
ф.10
74
104
72
226
476
0
0
3
ф.12
207
41
47
189
484
0
4
0
ф.13
664
21
124
101
910
0
50
21
ф.16
291
131
165
209
796
0
84
98
Итого
2162
347
824
1848
5181
0
268
323
МУК «ЦБС» г. Прокопьевска является участником проекта «Виртуальная справка» (ОУНБ). Виртуальная справочная служба в детских библиотеках отсутствует.
6.3 Библиографическое информирование
.
Наименование библиотеки | Индивидуальное информирование | Групповое информирование | Всего | |||||||||
абонентов | тем | оповещений | источников | абонентов | тем | оповещений | источников | абонентов | тем | оповещений | источников | |
ЦДБ | 6 | 10 | 44 | 51 | 3 | 4 | 12 | 17 | 9 | 14 | 56 | 68 |
ф.7 | 3 | 5 | 10 | 12 | 1 | 1 | 3 | 5 | 4 | 6 | 13 | 17 |
ф.8 | 5 | 3 | 16 | 36 | 2 | 2 | 9 | 24 | 7 | 5 | 25 | 60 |
ф.9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ф.10 | 7 | 4 | 9 | 22 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 4 | 9 | 22 |
ф.12 | 5 | 5 | 13 | 15 | 3 | 3 | 11 | 11 | 8 | 8 | 24 | 26 |
ф.13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ф.16 | 7 | 7 | 40 | 113 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 7 | 40 | 113 |
Итого | 33 | 34 | 132 | 249 | 9 | 10 | 35 | 57 | 42 | 44 | 167 | 306 |
Договорные отношения с абонентами информирования.
Информирование как индивидуальное, так и групповое осуществлялось на безвозмездной основе. Платные договорные отношения с абонентами информирования не существуют ни в одной детской библиотеке.
Формы учета абонентов
Библиографическим информированием охвачены библиотекари школьных библиотек, педагоги дополнительного образования, учителя – предметники, воспитатели детских садов и домов, старшие вожатые школ. Учет абонентов осуществляется с помощью картотеки индивидуального и группового информирования.
Некоторые основные темы индивидуального информирования:
- «Реабилитация детей-инвалидов» (ЦДБ)
- «Основы безопасности жизнедеятельности» (ф.8)
- «Православная культура» (ф.16)
- «Воспитание красотой» (ф.16)
Некоторые основные темы группового информирования:
- «Здоровый образ жизни» (ф.8)
- «Новые технологии изготовления оригами» (ЦДБ)
- «Информационно досуговая деятельность» (ф.8)
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
Основной формой фронтального (массового) информирования по-прежнему остается выставка.
Выставки новых поступлений, выставки-просмотры
В детских библиотеках города организовывались выставки новых поступлений, например:
- «Успеть прочесть» - книги из Единого фонда (ЦДБ)
- Выставка-аннотация «С книжкой весело шагать» (ф.9) на ней были представлены книжные новинки для детей разного возраста и разной тематики
- «Новые книги» (ф.13)
- «Новинки из книжной корзинки» (ф.8)
- Выставка-презентация «Знакомьтесь! Новинки!» (ф.9)
В детских библиотеках были также организованы 22 выставки-просмотра, например:
- «Прокопьевск – добрый Углеград» (ф.16), посвященная 80-летию родного города.
В сентябре этого года во все библиотеки одновременно поступило большое количество детской литературы различной тематики. В детских библиотеках были организованы выставки – просмотры книжных новинок. Эти выставки вызвали большой интерес у детей.
Библиографические обзоры
В детских библиотеках проводились библиографические обзоры. Многие выставки сопровождались обзорами, например:
- «Открой для себя мир» (ф.7)
- «Застывшая музыка» (ф.7)
- «Прокопьевск – жемчужина Кузбасса» (ф. 9).
- «Примеры славных дел» (ф.9)
Библиографическая продукция
Для пользователей детских библиотек была разработана следующая библиографическая продукция:
Рекомендательные пособия:
- «Варежки» (ЦДБ), создано в форме варежки. В это пособие входят народные приметы, пословицы и поговорки, стихи о зиме и названиях зимних месяцев (что они означают). Пособие сопровождается рекомендательным списком и предназначено оно для детей младшего возраста.
- «Северный Маганак. Этапы развития» (ф.12) затрагивает этапы развития микрорайона г. Прокопьевска Северный Маганак. Пособие предназначено для детей среднего и старшего возраста.
Рекомендательные списки, например:
- «Калейдоскоп головоломок» (ЦДБ), предназначен для читателей среднего возраста
- «Летающие бабочки», «Ребятам о зверятах» (ф.7) для младшего и среднего возраста
- Списки новых поступлений литературы для детей пользуются у ребят большим спросом и предназначены они для всех возрастов.
Книжные закладки:
- «Читаем дальше. Серия S. T. A. L. K. E. R.» (ЦДБ) разработана для читателей среднего возраста
- Яркие книжные закладки «Лето на 5 +» рекомендуют книги по теме «Мир увлечений» для читателей младшего и среднего возраста. Разработано 6 закладок. (ф.8)
- «Добрые друзья детства» (ф.13)
- Книжные закладки со списком литературы писателей-земляков (ф.13)
- К 100-летию А.Н.Рыбакова был оформлен буклет о жизни и творчестве писателя (ф.9)
Отделом формирования и использования единого фонда ЦБС издается «Бюллетень новых поступлений для детей».
Дни, недели информации
В детских библиотеках в течении года проводились дни информации. Например, в библиотеке-филиале №13 в ноябре был проведен день информации «Брось мышку – возьми книжку», посвященный Всемирному дню информации
6.4. Библиотечный блог, Живой Журнал
В детских библиотеках живой журнал отсутствует, также нет и своего сайта, блога. Информацию о работе библиотек размещают на сайте управления по культуре администрации города через рекламно-издательский сектор методического отдела центральной городской библиотеки.
6.5. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
ЦДБ | 2 | 45 | 2 | 51 | 0 | 0 | 0 |
ф.7 | 2 | 73 | 2 | 171 | 0 | 0 | 0 |
ф.8 | 0 | 0 | 8 | 197 | 0 | 0 | 0 |
ф.9 | 5 | 104 | 4 | 95 | 0 | 0 | 0 |
ф.10 | 4 | 39 | 1 | 25 | 0 | 0 | 0 |
ф.12 | 5 | 85 | 3 | 77 | 0 | 2 | 48 |
ф.13 | 7 | 171 | 7 | 191 | 0 | 0 | 0 |
ф.16 | 8 | 198 | 9 | 265 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 33 | 715 | 36 | 1072 | 0 | 2 | 48 |
6.5.1. Программа занятий по формированию основ информкультуры
Работники библиотек стараются при проведении уроков создать творческую атмосферу, находят новые интересные решения. Они стараются, настроить детей на самостоятельный поиск нужной книги с помощью полученных библиотечно-библиографических знаний. Уроки по формированию основ информационной культуры проводятся по отдельным темам, например:
- «Знакомьтесь, Ваш помощник каталог!», «Умение общаться с книгой» (ф.10)
- Игра-соревнование «Открой для себя мир» (ф. 7)
- Игра путешествие «По страницам увлекательных энциклопедий» (ф. 12)
- «Прошу не устраивать книжкам войну», «Горизонты познания», «Секреты золотого ключика» (ф.16)
Для школьников младшего возраста в детских библиотеках ежегодно проводятся экскурсии
- «Первый раз в первый класс» (ф.12)
- «Вам знаком книжкин дом?» (ф.8)
В филиале № 9 прошел цикл библиотечных уроков «Путешествие по Библиограду» для детей подготовительных и старших групп МДОУ № 5 «Лучик». Ребята познакомились с абонементом, читальным залом и книгохранилищем, узнали, о чем могут рассказать книги, что такое формуляр, как записаться в библиотеку, на какой срок можно брать книги домой.
Затем дети прослушали увлекательную беседу «Откуда книжка пришла».
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры
Уроки по формированию информационной культуры становятся более комплексными. Все шире используются театрализованные и игровые элементы проведения уроков. Например, в детской библиотеке-филиале №16 был проведен урок «Библиотечный теремок», который проходил в форме театрализованного урока-путешествия.
В библиотеке-филиале № 9 при проведении библиотечных уроков для дошкольников использовался слайд-фильм «Чего боится книга». Ребята узнали, что книги боятся сырости и домашних животных, что их нельзя читать во время еды, бросать на пол, что надо пользоваться закладками.
6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями.
Все детские библиотеки тесно сотрудничают с общеобразовательными школами, школами-интернатами, детскими садами и детскими домами.
6.6. Сервисные библиографические услуги
В детских библиотеках города предлагаются следующие библиографические услуги:
- Составление списка по определенной теме с помощью каталогов и библиографических источников разыскания
- Поиск информации по теме в Интернете.
- Предоставление фактографической информации.
- Отслеживание материала по определенной теме (библиографическое информирование).
6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
В области рекомендательной библиографии библиотекари использовали устные и письменные формы подачи информации. Это рекомендательные списки «Летающие бабочки», «Ребятам о зверятах» (ф.7).
В ф. 13 на литературно-краеведческом празднике «Добрые друзья детства» дети получили в подарок яркие книжные закладки со списком книг писателей-земляков.
В ф.9 к мероприятию «Анатолий Рыбаков – детям» был оформлен буклет к 100-летию писателя с информацией о его жизни и творчестве, с краткой аннотацией на произведения.
В филиале №8 составляются индивидуальные тематические планы чтения.
В области рекомендательной библиографии библиотекари используют индивидуальные и групповые методы работы с детьми. Работники библиотек проводят беседы как индивидуально с одним читателем, так и с группой ребят у различных выставок. В детской библиотеке № 7 о наиболее интересных статьях из газет и журналов, представленных на тематической полке «Что новенького», библиотекари регулярно проводят рекомендательные беседы. При составлении рекомендательных списков учитываются индивидуальные особенности детей, их интересы и возраст.
страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17
скачать
Другие похожие работы: