NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет 2011 о работе детских библиотек

6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.



6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки

В 2011 году установили электронный каталог еще в 2-х библиотеках-филиалах №10 и №12. И в этом году уже во всех детских библиотеках ведется электронный каталог АБИС « Моя библиотека». Его база ежемесячно пополняется новыми записями. Всего в электронном каталоге 8581 записей, из них 3956 записей на детскую литературу последних лет издания.

Наряду с электронным каталогом детские библиотеки продолжают вести алфавитный и систематический каталоги, систематическую картотеку статей в традиционном печатном виде. В течении года все детские библиотеки проводили текущую работу с каталогами и картотеками : расстановка карточек на вновь поступившие документы, своевременное удаление карточек на списанные документ, по мере необходимости заменялись разделители в каталожных ящиках и ярлыки на них.

Большую практическую помощь в работе с пользователями оказывают тематические картотеки и картотеки новых поступлений. Они нацеливают на новые произведения, помогают детям самостоятельно найти нужные книги на какую-то определенную тему, оказывают помощь в работе при выполнении библиографических справок, организации выставок и проведении массовых мероприятий, содействуют наиболее полному раскрытию фонда библиотеки.

Приведем примеры некоторых из них:

- «Мой край – моя Родина» (ф.7);

- «Возьми себе в пример героя» (ф. 16);

Все картотеки постоянно пополняются и обновляются.

- В краеведческой картотеке были созданы новые рубрики: «Спортивная жизнь г. Прокопьевска» и «Культурная жизнь г. Прокопьевска». (ЦДБ);

- В картотеке для руководителей детского чтения имеются рубрики «Сценарии различных праздников» (ЦДБ);

- В картотеке «Здоровый образ жизни» (ЦДБ) была введена новая рубрика «Зеленая фабрика природы»;

- В картотеке «Наш край родной» (ф.8) была создана новая рубрика « 80 лет Прокопьевску»;

- В филиале №9 постоянно пополняется картотека-диалог « Чтобы почитать!?» В отчетном году началось формирование ее электронного аналога;

- В филиале №13 ведется картотека произведений, опубликованных в сборниках. В 2011 году было расписано 25 сборников и влито 30 карточек;

- «Как хорошо уметь читать», «Загадки старичка-лесовичка» в этом году также пополнились карточками на самые новые интересные книги.

Детские картотеки привлекают малышей своей красочностью и оригинальным оформлением.

Во всех детских библиотеках ведется архив выполненных справок.

В 2011 году продолжает работать программа «Корпоративная роспись периодических изданий ЦБС г. Прокопьевска». Новые библиографические записи в течение года вносились в соответствующие разделы систематической картотеки статей (СКС).
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей


наименование библиотеки

Виды справок

Выполнено справок.

Количество консультаций


тематические


уточняющие

адресные

фактографические

Всего


в т.ч. виртуальные

в т.ч. краеведческие

ЦДБ

323

23

215

406

967

0

64

31

ф.7

527

19

46

139

731

0

14

0

ф.8

6

0

106

448

560

0

40

23

ф.9

70

8

49

130

257

0

12

147

ф.10

74

104

72

226

476

0

0

3

ф.12

207

41

47

189

484

0

4

0

ф.13

664

21

124

101

910

0

50

21

ф.16

291

131

165

209

796

0

84

98

Итого

2162

347

824

1848

5181

0

268

323



МУК «ЦБС» г. Прокопьевска является участником проекта «Виртуальная справка» (ОУНБ). Виртуальная справочная служба в детских библиотеках отсутствует.
6.3 Библиографическое информирование

.

Наименование

библиотеки

Индивидуальное

информирование

Групповое

информирование

Всего

абонентов

тем

оповещений

источников

абонентов

тем

оповещений

источников

абонентов

тем

оповещений

источников

ЦДБ

6

10

44

51

3

4

12

17

9

14

56

68

ф.7

3

5

10

12

1

1

3

5

4

6

13

17

ф.8

5

3

16

36

2

2

9

24

7

5

25

60

ф.9

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ф.10

7

4

9

22

0

0

0

0

7

4

9

22

ф.12

5

5

13

15

3

3

11

11

8

8

24

26

ф.13

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ф.16

7

7

40

113

0

0

0

0

7

7

40

113

Итого

33

34

132

249

9

10

35

57

42

44

167

306


Договорные отношения с абонентами информирования.

Информирование как индивидуальное, так и групповое осуществлялось на безвозмездной основе. Платные договорные отношения с абонентами информирования не существуют ни в одной детской библиотеке.
Формы учета абонентов

Библиографическим информированием охвачены библиотекари школьных библиотек, педагоги дополнительного образования, учителя – предметники, воспитатели детских садов и домов, старшие вожатые школ. Учет абонентов осуществляется с помощью картотеки индивидуального и группового информирования.

Некоторые основные темы индивидуального информирования:

- «Реабилитация детей-инвалидов» (ЦДБ)

- «Основы безопасности жизнедеятельности» (ф.8)

- «Православная культура» (ф.16)

- «Воспитание красотой» (ф.16)

Некоторые основные темы группового информирования:

- «Здоровый образ жизни» (ф.8)

- «Новые технологии изготовления оригами» (ЦДБ)

- «Информационно досуговая деятельность» (ф.8)
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
Основной формой фронтального (массового) информирования по-прежнему остается выставка.
Выставки новых поступлений, выставки-просмотры

В детских библиотеках города организовывались выставки новых поступлений, например:

- «Успеть прочесть» - книги из Единого фонда (ЦДБ)

- Выставка-аннотация «С книжкой весело шагать» (ф.9) на ней были представлены книжные новинки для детей разного возраста и разной тематики

- «Новые книги» (ф.13)

- «Новинки из книжной корзинки» (ф.8)

- Выставка-презентация «Знакомьтесь! Новинки!» (ф.9)

В детских библиотеках были также организованы 22 выставки-просмотра, например:

- «Прокопьевск – добрый Углеград» (ф.16), посвященная 80-летию родного города.

В сентябре этого года во все библиотеки одновременно поступило большое количество детской литературы различной тематики. В детских библиотеках были организованы выставки – просмотры книжных новинок. Эти выставки вызвали большой интерес у детей.
Библиографические обзоры

В детских библиотеках проводились библиографические обзоры. Многие выставки сопровождались обзорами, например:

- «Открой для себя мир» (ф.7)

- «Застывшая музыка» (ф.7)

- «Прокопьевск – жемчужина Кузбасса» (ф. 9).

- «Примеры славных дел» (ф.9)
Библиографическая продукция

Для пользователей детских библиотек была разработана следующая библиографическая продукция:

Рекомендательные пособия:

- «Варежки» (ЦДБ), создано в форме варежки. В это пособие входят народные приметы, пословицы и поговорки, стихи о зиме и названиях зимних месяцев (что они означают). Пособие сопровождается рекомендательным списком и предназначено оно для детей младшего возраста.

- «Северный Маганак. Этапы развития» (ф.12) затрагивает этапы развития микрорайона г. Прокопьевска Северный Маганак. Пособие предназначено для детей среднего и старшего возраста.

Рекомендательные списки, например:

- «Калейдоскоп головоломок» (ЦДБ), предназначен для читателей среднего возраста

- «Летающие бабочки», «Ребятам о зверятах» (ф.7) для младшего и среднего возраста

- Списки новых поступлений литературы для детей пользуются у ребят большим спросом и предназначены они для всех возрастов.

Книжные закладки:

- «Читаем дальше. Серия S. T. A. L. K. E. R.» (ЦДБ) разработана для читателей среднего возраста

- Яркие книжные закладки «Лето на 5 +» рекомендуют книги по теме «Мир увлечений» для читателей младшего и среднего возраста. Разработано 6 закладок. (ф.8)

- «Добрые друзья детства» (ф.13)

- Книжные закладки со списком литературы писателей-земляков (ф.13)

- К 100-летию А.Н.Рыбакова был оформлен буклет о жизни и творчестве писателя (ф.9)

Отделом формирования и использования единого фонда ЦБС издается «Бюллетень новых поступлений для детей».
Дни, недели информации

В детских библиотеках в течении года проводились дни информации. Например, в библиотеке-филиале №13 в ноябре был проведен день информации «Брось мышку – возьми книжку», посвященный Всемирному дню информации

6.4. Библиотечный блог, Живой Журнал
В детских библиотеках живой журнал отсутствует, также нет и своего сайта, блога. Информацию о работе библиотек размещают на сайте управления по культуре администрации города через рекламно-издательский сектор методического отдела центральной городской библиотеки.

6.5. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности


Наименование библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

кол-во экскурсий

кол-во человек

Дни библиог-рафии

(кол-во)

Информины, конкурсы, игры и др.

(кол-во)

кол-во

посети

телей

ЦДБ

2

45

2

51

0

0

0

ф.7

2

73

2

171

0

0

0

ф.8

0

0

8

197

0

0

0

ф.9

5

104

4

95

0

0

0

ф.10

4

39

1

25

0

0

0

ф.12

5

85

3

77

0

2

48

ф.13

7

171

7

191

0

0

0

ф.16

8

198

9

265

0

0

0

Всего

33

715

36

1072

0

2

48


6.5.1. Программа занятий по формированию основ информкультуры
Работники библиотек стараются при проведении уроков создать творческую атмосферу, находят новые интересные решения. Они стараются, настроить детей на самостоятельный поиск нужной книги с помощью полученных библиотечно-библиографических знаний. Уроки по формированию основ информационной культуры проводятся по отдельным темам, например:

- «Знакомьтесь, Ваш помощник каталог!», «Умение общаться с книгой» (ф.10)

- Игра-соревнование «Открой для себя мир» (ф. 7)

- Игра путешествие «По страницам увлекательных энциклопедий» (ф. 12)

- «Прошу не устраивать книжкам войну», «Горизонты познания», «Секреты золотого ключика» (ф.16)

Для школьников младшего возраста в детских библиотеках ежегодно проводятся экскурсии

- «Первый раз в первый класс» (ф.12)

- «Вам знаком книжкин дом?» (ф.8)

В филиале № 9 прошел цикл библиотечных уроков «Путешествие по Библиограду» для детей подготовительных и старших групп МДОУ № 5 «Лучик». Ребята познакомились с абонементом, читальным залом и книгохранилищем, узнали, о чем могут рассказать книги, что такое формуляр, как записаться в библиотеку, на какой срок можно брать книги домой.

Затем дети прослушали увлекательную беседу «Откуда книжка пришла».
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры
Уроки по формированию информационной культуры становятся более комплексными. Все шире используются театрализованные и игровые элементы проведения уроков. Например, в детской библиотеке-филиале №16 был проведен урок «Библиотечный теремок», который проходил в форме театрализованного урока-путешествия.

В библиотеке-филиале № 9 при проведении библиотечных уроков для дошкольников использовался слайд-фильм «Чего боится книга». Ребята узнали, что книги боятся сырости и домашних животных, что их нельзя читать во время еды, бросать на пол, что надо пользоваться закладками.
6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями.
Все детские библиотеки тесно сотрудничают с общеобразовательными школами, школами-интернатами, детскими садами и детскими домами.
6.6. Сервисные библиографические услуги
В детских библиотеках города предлагаются следующие библиографические услуги:

- Составление списка по определенной теме с помощью каталогов и библиографических источников разыскания

- Поиск информации по теме в Интернете.

- Предоставление фактографической информации.

- Отслеживание материала по определенной теме (библиографическое информирование).
6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
В области рекомендательной библиографии библиотекари использовали устные и письменные формы подачи информации. Это рекомендательные списки «Летающие бабочки», «Ребятам о зверятах» (ф.7).

В ф. 13 на литературно-краеведческом празднике «Добрые друзья детства» дети получили в подарок яркие книжные закладки со списком книг писателей-земляков.

В ф.9 к мероприятию «Анатолий Рыбаков – детям» был оформлен буклет к 100-летию писателя с информацией о его жизни и творчестве, с краткой аннотацией на произведения.

В филиале №8 составляются индивидуальные тематические планы чтения.

В области рекомендательной библиографии библиотекари используют индивидуальные и групповые методы работы с детьми. Работники библиотек проводят беседы как индивидуально с одним читателем, так и с группой ребят у различных выставок. В детской библиотеке № 7 о наиболее интересных статьях из газет и журналов, представленных на тематической полке «Что новенького», библиотекари регулярно проводят рекомендательные беседы. При составлении рекомендательных списков учитываются индивидуальные особенности детей, их интересы и возраст.

страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17


скачать

Другие похожие работы: